Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Станет ли Россия рисковать газом?

© РИА Новости Егор Еремов / Перейти в фотобанкНитки газопровода на территории введенной в строй после реконструкции газораспределительной станции ОАО "Газпром"
Нитки газопровода на территории введенной в строй после реконструкции газораспределительной станции ОАО Газпром
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последние события в Сирии повлекли за собой напряженность в турецко-российских отношениях. Эта ситуация подняла ряд вопросов, которые ставят под сомнение будущее энергетического сотрудничества Турции и России. Главный вопрос состоит в следующем: может ли Россия перекрыть газ Турции? Наш ответ — нет. А что Турция? Не откажется ли она от покупок российского газа?

Последние события в Сирии повлекли за собой напряженность в турецко-российских отношениях. Эта ситуация подняла ряд вопросов, которые ставят под сомнение будущее энергетического сотрудничества Турции и России.

Самый распространенный вопрос состоит в следующем: Россия перекроет газ Турции?

Наш ответ — нет.

О том, почему мы так думаем, несколько позже. Сначала попытаемся взглянуть на этот вопрос с другой стороны и перефразируем его: откажется ли Турция покупать российский газ?

В данный момент Турция получает газ главным образом из трех стран: из России, Ирана и Азербайджана. Около 60% природного газа, который потребляет наша страна, поступает из России. Одна только эта цифра показывает, что Турции сложно отказаться от российского газа. Кроме того, природный газ используется не только в быту и отопительных котлах, но и в высокой степени при выработке электроэнергии. Для миллионов граждан природный газ, вероятно, можно заменить сжиженным, но это крайне сложно реализовать в случае парогазовых установок, служащих для производства электроэнергии.

Около половины потребляемого электричества производится за счет природного газа и не менее четверти — за счет российского газа. Да, мы полным ходом производим электроэнергию с помощью воды и угля, но за счет этих средств обеспечить совокупный спрос невозможно. Иными словами, для выработки электричества потребление газа неизбежно.

Можно ли компенсировать сокращение закупок российского газа с помощью газа из Азербайджана и Ирана? Это будет непросто. При этом, если сократятся объемы иранского и азербайджанского газа, Турция пойдет по пути увеличения газовых поставок из России.

Также у нас есть такая альтернатива, как сжиженный природный газ (СПГ), но и это не панацея. Даже если вы захотите его приобретать (несмотря на дороговизну, по сравнению с трубным газом), инфраструктура, которая передавала бы его в трубопроводную систему, явно не отвечает запросам Турции.

Даже если вдруг Турция рискнет отказаться от российского газа, несмотря на все аргументы против, этот план будет очень трудно реализовать. Дело в том, что даже если Турция не будет покупать газ в объеме, прописанном в контракте, она в любом случае взяла на себя обязательство платить деньги.

Таким образом, Турция нуждается в российском природном газе. Возможность и вероятность отказа близка к нулю.

Вернемся теперь к другому и более тревожному вопросу: а что если русские перекроют газ Турции? Теперь мы можем обосновать ответ «нет», который мы дали в самом начале.

Прежде заметим: еще ни одному своему потребителю, который платит деньги, Россия не перекрыла газ из-за проблем политического характера.

Я, кажется, слышу, как вы говорите: «Украине перекрывала»... Это не в счет. Киев не платил денег и, к тому же, мог закачивать в свою газопроводную систему газ, который шел в другие страны (включая и Турцию).

Далее. Турция — второй крупнейший после Германии потребитель природного газа России. От Турции, которой Россия в 2014 году продала около 27 миллиардов кубометров природного газа, она получила более девяти миллиардов долларов.

Кроме того, в период стремительного падения цен на нефть Россия не может позволить себе отказаться даже от копейки, полученной от продажи нефти и газа, поскольку эти доходы являются источником жизненной силы ее экономики. Более того, за каждый не предоставленный Турции кубометр природного газа она будет вынуждена выплатить компенсацию. То есть, Россия не только не перекроет газ Турции, но и предпочтет на полную мощность держать открытыми вентили трубопроводов, по которым ее газ течет в эту страну.

Таким образом, ни Анкара не может отказаться от российского газа, ни Москва — от денег за газ для Турции...