Из официальных источников мы, наверное, никогда не узнаем, как готовилась прошедшая 20 октября в Москве встреча Башара Асада и Владимира Путина. Сирийский лидер побывал за границей впервые с начала войны в 2011 году. Но как можно по-тихому улететь из страны, чье воздушное пространство забито иностранной военной авиацией? Опасное путешествие приобрело даже шпионский оттенок, если верить информации российских фанатов авиации, которые следят за перемещением судов в небе на экранах компьютеров.
Один из них, известный в сети под именем AlexFly35, приоткрыл завесу тайны над тем, какие впечатляющие ресурсы пришлось задействовать российскому государству, чтобы обеспечить безопасное прибытие сирийского союзника. AlexFly35 опирается на данные сайта Flightradar и собственные (по всей видимости, энциклопедические) знания российской авиации, благодаря которым ему удалось отследить путь президента Асада от Латакии до Москвы.
Не перелет, а доставка
Утром 20 октября Асад прибыл на российскую базу в этом прибрежном городе. Там он поднялся на борт Ил-62, который прибыл накануне из малоизвестного подмосковного аэропорта Чкаловский. Этот самолет (он оборудован «президентским салоном» и специальной системой связи) прошел через воздушное пространство Ирака и Ирана, а затем пролетел над Каспийским морем и пересек границу России у Астрахани. В Чкаловском он приземлился в 14:20 по московскому времени. После встречи в Кремле Асад сразу же сел на точно такой же самолет, который проследовал аналогичным маршрутом. Утром 21 октября, когда российские власти сообщили о состоявшемся визите, он уже вернулся в Латакию. «Это был не перелет, а доставка», — иронизирует AlexFly35.
Этот житель Подмосковья знает, о чем говорит. С начала сентября его блог и страница в Twitter стали ценнейшим источником информации для тех, кто, несмотря на все опровержения Кремля, следил за формированием настоящего воздушного моста между российскими базами на юге России и Латакией. AlexFly35 называет себя простым «радиолюбителем», который опирается на информацию из открытых источников, однако опубликованные им сведения высоко ценятся борющимися с официальной пропагандой юными киберактивистами. Его исчезновение на несколько дней в октябре привело читателей в ступор. Некоторые испугались, что спецслужбы прикрыли его деятельность в сети.
Благодаря интернету
Дело в том, что именно предоставленные AlexFly35 сведения помогли осведомленным пользователям отследить полеты из России в Сирию и обратно огромных транспортников «Ан», а также менее приметных самолетов базирующегося в Чкаловском 223 летного отряда. Это прозванное «летним флотом» подразделение Минобороны не ограничивается тем, что развозит по курортам российских военных: как отмечают эксперты, оно получает указания напрямую из Кремля и служит своего рода собственно авиакомпанией бойцов спецподразделений.
8 сентября возникла непредвиденная сложность: болгары запретили этим самолетам пользоваться своим воздушным пространством. Некоторым пришлось разворачиваться обратно, однако одному все же удалось проскользнуть, из-за чего многих в болгарской авиации прошиб холодный пот. Лишившись более короткого и надежного «средиземноморского коридора», российские летчики перешли на маршрут, который обговорили дипломаты: им удалось убедить Азербайджан, Иран и Ирак не чинить препятствий для кампании в Сирии.
Но это не отменяло риска столкновения с самолетами международной коалиции. По крайней мере, до 20 октября, когда был подписан протокол о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве. В тот же самый день Башар Асад вылетел в Москву. Бывает, что логистика идет рука об руку с геополитикой...