Селеста Энлгхардт (Celeste Englehardt) совершает паломнические поездки по всему миру.
Как настоящая православная христианка из виргинского пригорода Вашингтона (Округ Колумбия) Селеста уже побывала в Иерусалиме, на Украине, в Молдавии и даже посетила развалины древних православных монастырей в Ирландии. И вот теперь среди святых мест, в которых она побывала, есть и Кадьякский архипелаг на Аляске.
«Иногда бывает такое, что невозможно описать словами, — сдерживая слезы, говорит она, сидя на прибившемся к берегу бревне на Еловом острове (Spruce Island) в Заливе Аляска. — Потому, что все это чувствуешь сердцем, душой, и испытываешь такой покой, такую умиротворенность — и умом постичь это невозможно».
В августе Энлгхардт вместе с группой паломников — всего человек 200 — прибыли в рыбацкий городок Кадьяк на Аляске, чтобы приложиться к мощам русского православного святого, жившего и умершего на архипелаге несколько столетий назад.
Местный народ алеуты уже не одну сотню лет переплывают на лодках через узкий пролив Аляска на Еловый остров, и паломники приезжают в эти края круглый год. Но в ту поездку в августе отправилось множество паломников со всего света — в том числе и из России, откуда люди приезжают все чаще — дело в том, что 45 лет назад отец Герман стал первым канонизированным православным святым Северной Америки.
Туманным утром паломники собрались в бухте Кадьяка, чтобы на лодках, которых едва хватило, отправиться туда, где жил преподобный Герман.
Местные рыбаки на своих лодках сами перевозят паломников. В густом тумане почти не видно ни островков плавающих темно-зеленых водорослей, ни оранжевых медуз, всплывающих то там, то здесь из темно-синей воды, но сквозь туман вот уже проступает крутой скалистый берег, поросший высокими елями. Среди деревьев виднеется небольшой позолоченный купол.
«Когда заходишь в лес и идешь к церкви, то чувствуешь, что оказался в совершенной другом мире, — говорит паломник Тед Панамарефф (Ted Panamarioff), живущий в Кадьяке. — Увидеть все это со стороны невозможно, так как этот мир находится в зарослях старого леса. А когда оказываешься там, внутри, и вокруг никого нет — только твои мысли и переживания — то сливаешься с этим миром».
Паломники идут друг за другом по поросшей мхом тропе среди высоких деревьев — на некоторых из них висят старые потрескавшиеся православные иконы. Они проходят мимо могил русских священников, которых судьба занесла сюда после того, как в 1917 году в России произошла большевистская революция. Воздух чистый, тишина спокойствие — будто все замерло.
«Вокруг — оглушительная тишина, и можно почувствовать, в какой обстановке жил преподобный Герман, — говорит Панамарефф. — Здесь среди всего этого величия ощущаешь себя совсем маленьким и незаметным».
Это Лагуна монаха — уединенная обитель на Еловом острове, где преподобный Герман провел последние дни своей жизни и умер в 1836 году.
«Мы приезжали сюда еще задолго до того, как его канонизировали — говорит Панамарефф, который родился на Аляске в соседнем селе Узинки. — Жители Узинок приезжали суда, чтобы ухаживать за могилами священников, проводивших здесь лето».
Русские торговцы пушниной впервые попали на Кадьякский архипелаг в середине XVIII века, и вскоре начали эксплуатировать алеутов и всячески над ними издеваться. Вскоре здесь появились православные священники, и когда сюда приехал отец Герман (которого местные называли «апа Герман» — «дедушка Герман»), он начал защищать алеутов, чем заслужил их доверие, и обратил жителей алеутских сел в православную веру.
«На протяжении всей истории миссионерская работа Православной церкви проникнута духовной чистотой, но особенно это ощущается здесь — на Аляске», — говорит Митрополит Тихон, Архиепископ Вашингтонский и Предстоятель Православной церкви в Америке. — Здесь слово Божие доносится до людей как-то по-особенному деликатно, лично до каждого отдельного человека — так, чтобы не нарушить их культурные традиции и жизненный уклад».
Подобно многим коренным жителям Аляски, большинство алеутов по-прежнему исповедуют православие, и церковь играет важную роль в жизни алеутских сел всего штата. Среди тех, кто каждый год помогает перевозить паломников на Еловый остров, есть местные представители коренных народов.
«Аляска является неотъемлемой частью Православной церкви в Америке и играет в ее жизни огромную роль, поскольку в историческом и духовном отношении она является источником православия в Америке,— сказал Митрополит Тихон во время пикника, устроенного для прибывших на Еловый остров паломников, где всех угощали лососем. — Именно отсюда православие пришло на остальную территорию Северной Америки».
Аляску — до того, как в 1867 году ее купила Америка — была частью Российской империи. А согласно Закону об урегулировании претензий коренного населения Аляски (Alaska Native Claims Settlement Act) 1971 года Еловый остров был возвращен жителям городка Узинки. Сегодня православная епархия Аляски не относится к Русской Православной Церкви, а находится под юрисдикцией Православной церкви в Америке.
После канонизации отца Германа в 1970 году число приезжающих в Кадьяк паломников растет, и многие из них едут сюда, чтобы принять участие в тех традиционных православных обрядах и ритуалах, которые сохранили и соблюдают алеуты. Совсем недавно в эти места стали приезжать и паломники из России.
Одна из них — Дарья Сафронова-Семенова. Впервые они совершила паломничество в Кадьяк пять лет назад, и вскоре после этого она переехала жить в этот рыбацкий городок с населением около 6,5 тысяч человек. Теперь она преподает в местной Германовской духовной православной семинарии.
«Его популярность [среди русских] растет, — говорит Дарья. — С возрождением религиозной духовности в России [о преподобном Германе] узнало гораздо больше паломников, и они приезжают сюда».
Сафронова-Семенова, которая выросла в СССР, вообще никогда ничего особого и знала о православной церкви, и уж тем более о святых Аляски.
«Меня лично воспитывали в духе атеизма, но приезжаешь сюда и видишь этих местных жителей, которые по-прежнему ходят в церковь. А ведь здесь есть села, население которых на 100% православное, — рассказывает она. — Поэтому, что я хочу сказать — я научилась быть православной у местных. Да, правда».
Добираться сюда из России довольно долго — часто паломникам, чтобы попасть на Аляску, приходится лететь на самолете вокруг земного шара. И даже политика их не останавливает, утверждает Сафронова-Семенова. В этом году были паломники из России и с Украины — один был даже из Донецкой области, где шла война.
«На Аляске православную веру берегли всегда, и православные традиции никуда не исчезали, — говорит Дарья, — и то, что в России утрачено, здесь сохранилось».