Объединение «Черный тюльпан», которое специализируется на поиске людских останков на территории боев, пользуется установившимся перемирием и активно ищет там, где раньше, под пулями, это было невозможно. В рамках операции «Эвакуация 200» (по аналогии с российским обозначением гробов с мертвыми солдатами Груз 200) удалось отыскать тела даже в развалинах донецкого аэропорта. На прошлой неделе там было обнаружено несколько тел погибших украинских солдат.
На второй план?
Жители восточной части Украины переживают самый спокойный период за последний год. Несмотря на это, атмосфера на восточной стороне фронта, которую контролируют пророссийские сепаратисты, безрадостна. Донбасс покидают наемники — главная опора местных пророссийских правителей. Они уезжают в Москву, возвращаются в Чечню или отправляются на сирийский фронт. Донбасс оказывается в тени Сирии и имеет все шансы превратиться в еще один забытый конфликт на постсоветском пространстве.
Высшее руководство так называемых Донецкой и Луганской республики опасается, что Россия ставит их на второй план. Слышны разговоры о «предательстве идеи Новороссии».
14 октября в Москве даже были созданы некие союзы ветеранов Донбасса. Их лидер, бывший премьер так называемой Донецкой республики Александр Бородай, требует от Кремля соответствующей финансовой оценки роли участников конфликта на Донбассе. А это стало бы официальным признанием российского участия в войне против Украины.
Но больше всего, как всегда, страдает население Донбасса. В последние дни прежде всего — от недостатка воды. Люди больше всего бояться, что Россия бросит их на произвол судьбы, а Киев начнет им мстить за то, что они сотрудничали с сепаратистским режимом.
Первое на очереди — границы
Последнее перемирие между пророссийскими сепаратистами, поддерживаемыми российской армией, и украинскими подразделениями — наиболее успешное из всех до сих пор заключавшихся. Неделю назад президент Украины Петр Порошенко снова заявил, что Донбасс удастся вернуть под контроль Киева дипломатическим путем.
Но еще до того, как Киев попытается вернуть Донбасс в свои руки, ему нужно восстановить контроль над 409 км границы с Россией, которую до сих пор охраняют сепаратисты вместе с российским ФСБ. При этом бои, несмотря на вывод вооружений и прекращение ракетных и артиллерийских обстрелов, могут в любой момент начаться снова. Как заявил украинский министр внутренних дел Арсен Аваков: «Нынешний мир на Донбассе — лишь отсрочка новых конфликтов».
Пока новая ориентация Москвы на Сирию Украине скорее приносит выгоду. Посол Украины в Германии Андрей Мельник даже назвал Сирию «новой путинской игрушкой» и полагает, что благодаря ей последние договоренности так называемой нормандской четверки более или менее соблюдаются. После того как 2 октября в Париже встретились главы России, Германии, Франции и Украины, удается демилитаризовать фронтовую линию, и, кроме того, лидеры двух сепаратистских «республик» перенесли региональные выборы на 20 апреля и 21 февраля 2016 года.
Однако украинские политологи сомневаются, что Москва откажется от Донбасса потому, что теперь ее интересует Сирия.
Они боятся другого сценария: Россия, благодаря вмешательству в Сирии, возвращается на международную арену, и Запад готов забыть об Украине.