Кабул. — Некоторые считают, что Россия решила воспользоваться приходом Исламского государства в Афганистан, чтобы расширить свое влияние. Череда визитов афганских дипломатов в Москву придает этим предположениям достоверность и вызывает тревогу у афганцев, помнящих мрачные дни советской оккупации. Впрочем, пока никто не предполагает, что Россия введет в Афганистан своих солдат.
Рене Монтань (Renée Montagne), ведущая: Россия привлекла внимание мира, когда ее войска начали операцию в Сирии. В Ираке некоторые официальные лица намекали, что Багдад может тоже принять российскую помощь. Это заставляет афганцев задуматься о том, не присматривается ли Россия и к их стране? Слово нашему корреспонденту Филипу Ривсу.
Филип Ривс: Афганцев рассмешить нелегко, но создатели сатирической передачи «Точка кипения» готовы рискнуть.
Фрагмент из передачи «Точка кипения».
Ривс: Они отправили в афганскую деревню актера, загримированного под русского. Этот фальшивый русский — в темных очках и большой кожаной шляпе — пытается продавать местным жителям оружие.
Фрагмент из передачи «Точка кипения». Речь на иностранном языке.
Ривс: Дурацкий акцент и еще более дурацкий костюм ясно показывают, что это шутка — впрочем, направленная не только на то, чтобы посмеяться, но и на то, чтобы отговорить афганцев от незаконной покупки оружия. Сейчас дополнительную остроту подобному юмору придают идущие в стране дискуссии о возможном интересе России к Афганистану.
Харун Мир (Haroun Mir): Когда люди проснулись с утра и увидели на улицах Кундуза талибов, многим это очень не понравилось.
Ривс: По мнению политолога Харуна Мира, когда талибы в прошлом месяце ненадолго захватили город Кундуз, это подтвердило в глазах многих, что США спустя 14 лет стали проигрывать войну исламистам. Некоторые афганцы сейчас следят за беспощадными бомбардировками, которые российский президент Владимир Путин начал в Сирии, и думают, не может ли он сделать нечто подобное и в Афганистане, говорит Мир.
Мир: Некоторые — среди них есть и политики, и простые люди — сейчас считают, что, русские могут вмешаться и переломить ситуацию, как это произошло в Сирии. Однако так пока думает только меньшинство.
Ривс: Слухи о том, что Россия хочет расширить свою роль, подкрепляются недавними визитами в Москву высокопоставленных афганских чиновников. Путин не скрывает, что Афганистан его беспокоит. По его словам, состояние этой страны близко к критическому. На ее некогда мирном севере разгорелся конфликт. Так называемое Исламское государство продолжает расти. Путин опасается, что нестабильность распространится за пределы Афганистана и затронет и бывшие советские среднеазиатские республики, и саму Россию. Вопрос в том, что он собирается делать?
Салех Мухаммад (Saleh Mohammad) говорит на иностранном языке.
Ривс: Салех Мухаммад четыре года сражался с русскими в 1980-х годах, во время советской оккупации Афганистана. Тогда погибли, были искалечены или лишились крова миллионы афганцев. Сам Мухаммад подорвался на мине и лишился ноги и глаза. Для него новое появление русских стало бы плохой новостью.
Мухаммад: (через переводчика) Как простить тех, кто лишил тебя ноги? Я помню каждую секунду того ужасного дня.
Ривс: Впрочем, никто в Афганистане и не ожидает, что Россия станет повторять свои старые ошибки. Опять слово Харуну Миру.
Мир: Русские не заинтересованы устраивать интервенцию в Афганистан. Их волнует безопасность среднеазиатских республик.
Ривс: Не стоит забывать, отмечает Мир, что Россия годами помогала международным силам в Афганистане оружием и вертолетами и предоставляла им доступ к маршрутам снабжения. По его мнению, НАТО и Россия могут и дальше совместно бороться с исламистами.
Мир: Если Россия хочет действовать в Афганистане в контексте и в рамках международной операции, ей будут только рады.
Джафар Махдави (Jafar Mahdavi) говорит на иностранном языке.
Ривс: Однако афганский политик Джафар Махдави опасается, что все будет по-другому.
Ривс: Его тревожит, что война с Исламским государством может перерасти в опосредованную войну с США. К тому же, возможно, следует учитывать и другие факторы. Несколько дней назад Путин встречался со своими среднеазиатскими соседями, чтобы обсудить создание совместной пограничной группировки, которая могла бы предотвращать проникновение исламистов. Ряд западных аналитиков подозревает, что в действительности Путин стремится использовать конфликт в Афганистане, чтобы вернуть России ее старую зону влияния на окраинах бывшей советской империи.