Берлин — Договоренность 10 стран ЕС и трех балканских государств по проблеме беженцев в Берлине называют только «первым» шагом на пути ее решения. Параллельно здесь принимают и свои меры.
«Если мы не найдем решения, то это станет началом конца Европейского союза», — заявил премьер-министр Словении Мирослав Церар в воскресенье, 25 октября, перед началом саммита 10 стран ЕС и трех балканских государств.
Через восемь часов, уже в ночь на понедельник, итоги трудных переговоров прокомментировали канцлер ФРГ и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. «Сегодняшний вечер стал фрагментом преодоления вызова для Европы, — заявила Ангела Меркель (Angela Merkel). — Должны последовать и другие шаги для справедливого перераспределения бремени в рамках ЕС».
«Единственная возможность восстановить порядок, — указал глава Еврокомиссии, — ограничить неконтролируемый поток людей, для этого необходимо прекратить практику переправки беженцев в соседние страны».
Привалы на маршруте в Германию
Речь идет о так называемом западно-балканском маршруте — из Турции в Грецию, затем через Македонию в Сербию, оттуда через Хорватию в Словению, а из Словении — в Австрию. Часть беженцев остается там, но преобладающая их часть движется дальше в Германию.
Одно из решений саммита в Брюсселе лидеров 13 стран, очевидно, побудили принять тележурналисты. В последние дни они показывали европейским зрителям, как беженцы — по грудь в ледяной воде — вброд переходят реки, как обессилевшие укладываются отдохнуть в грязь осенней распутицы. «Нельзя оставлять людей под дождем и в холоде», — заявил Юнкер.
Участники переговоров договорились оперативно построить в Греции и на протяжении всего западно-балканского маршрута перевалочные лагеря, в которых могли бы переночевать или хотя бы в тепле отдохнуть до 100 тысяч беженцев. Это для Евросоюза решаемая задача. Были бы деньги.
До конца текущей недели в Словению будут откомандированы из других стран 400 пограничников. Правительство в Любляне на грани паники. Каждый день транзитом из соседней Хорватии в маленькую страну прибывают по 10-15 тысяч беженцев. Нужны палатки, одеяла, спальные мешки, продукты питания, медикаменты.
С этой задачей Евросоюз, скорее всего, тоже справится, как и с налаживанием информационного обмена между службами стран, через которые идет поток беженцев.
Ускоренная депортация
Куда проблематичнее реализовать другое решение саммита — прекратить практику бесконтрольного препровождения беженцев из страны в страну до тех пор, пока они не достигнут своей конечной цели, то есть, Германии.
В Берлине это понимают, не верят, что пограничные власти Греции и стран вдоль балканского маршрута смогут уже в ближайшее время начать регистрировать всех прибывающих к ним беженцев, брать отпечатки пальцев и перераспределять их по разным адресам в Евросоюзе.
Поэтому итоги саммита официальные представители правительства ФРГ скромно называют только «первым» или «промежуточным» шагом ЕС на пути урегулирования ситуации на балканском маршруте. Но параллельно с усилиями, уговорами и угрозами на европейском уровне немецкие власти принимают меры и на национальном.
Правда, немецкая конституция и участие ФРГ в женевской конвенции «О беженцах» не позволяют Германии вводить некую квоту на предоставление убежища тем, кто покинул свою родину, спасаясь от политических репрессий или от военных действий. Но можно быстрее выпроваживать из страны тех, кто не имеет таких оснований.
В Германии уже вступил в силу закон, позволяющий в ускоренном порядке принимать решение о депортации явно экономических беженцев, расширен список так называемых безопасных стран происхождения, ужесточены критерии отсрочки для подлежащих высылке, ведутся переговоры о реадмиссии с Афганистаном, Пакистаном, Бангладеш и некоторыми другими государствами.
Такая мера, говорят источники DW в правительственных кругах, позволит если не решить две проблемы, то, по крайней мере, снять с них остроту. Во-первых, это освободит места в немецких общежитиях для тех, кто действительно нуждается в убежище, а, во-вторых, предотвратит нарастание в Германии ксенофобских тенденций, числа людей, считающих, что чуть ли не все беженцы рвутся сюда за колбасой и беззаботной жизнью.
Окупятся ли инвестиции в беженцев?
Есть в Германии, в том числе, среди вполне респектабельных политиков и такие, которые требуют перекрыть — как это сделала Венгрия — на критических участках внешние границы страны.
Но в правительстве об этом пока даже не помышляют, Ангела Меркель считает, что такая мера проблему не решит. Не договорились ее министры и о создании на границе с Австрией транзитных зон, в которых можно было бы попытаться отсеять беженцев, имеющих основание на убежище, от всех остальных. Некоторые министры-консерваторы выступают за, социал-демократические, например, министр юстиции — против.
Министр же финансов Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) тем временем настраивается на прощание с только-только достигнутой им цели удержать сбалансированным государственный бюджет и не исключает его новой задолженности для решения проблемы беженцев.
Суммы, которые для этого потребуются (языковые и интеграционные курсы, строительство жилья, дополнительные места в детских садах и школах, повышение квалификации) называют разные, но всегда — двузначные в миллиардах евро, как, например, заместитель председателя Социал-демократической партии Германии Ральф Штегнер (Ralf Stegner). Представители посткоммунистической Левой партии уже требуют повысить налоги на тех, кто в Германии, по их мнению, прилично зарабатывает.
Ангела Меркель, однако, исключает крайне непопулярное для немцев повышение налогов. Не видит такой необходимости и известный экономист, профессор Института экономических исследований имени Лейбница Оливер Холтемеллер (Oliver Holtemöller). Он считает, что имеющегося налогового профицита в 20 миллиардов евро вполне хватит на решение проблемы беженцев, и умная политика инвестиций в квалификацию и интеграцию мигрантов уже через 10 лет даст позитивный бюджетный эффект.