В новой войне, которую ведет Россия в Сирии, задействованы современные самолеты-штурмовики, боевые вертолеты, артиллерия, а теперь еще и официально подтверждена гибель первого военнослужащего.
Хотя о потерях среди россиян в ходе продолжающихся уже месяц боевых действий России поступали разные сообщения, агентство «Интерфакс» подтвердило факт гибели российского военнослужащего Вадима Костенко, сославшись во вторник на слова неназванного представителя Министерства обороны России. Еще до того, как смерть солдата подтвердили в СМИ, российский блогер Руслан Левиев опубликовал пост, в котором сообщил о гибели Костенко, используя сведения со страницы солдата в одной из социальных сетей и ссылаясь на тех, с кем Вадим общался.
По сообщению агентства Reuters 19-летний солдат с юга России Костенко служил в Сирии на авиабазе Хмеймим в Латакии. По версии российских СМИ Костенко покончил жизнь самоубийством из-за ссоры со своей девушкой. Однако по данным Reuters его родители не верят, что он совершил самоубийство, утверждая, что с девушкой у него были хорошие отношения, и до того, как 24 октября он погиб, у него все было хорошо.
Россия постоянно отрицает факты своих военных потерь — как на Украине, так теперь и в Сирии, и это свидетельствует о том, что Россия всегда молчала о потерях в мирное и военное время, придерживаясь такой политики еще с советских времен.
С самого начала российской военной кампании 30 сентября российские войска наносят авиаудары и предоставляют свою артиллерию для того, чтобы поддержать режим сирийского президента Башара Асада. Что касается Украины, то России еще только предстоит признать, что ее военнослужащие принимали участие в боевых действиях на стороне украинских сепаратистов — хотя доказательств их участия в боях огромное множество.
На прошлой неделе появились различные сообщения, в которых со ссылкой на представителей сирийских властей, говорилось о том, что в результате разрыва снаряда в провинции Латакия погибли российские военнослужащие. Россия сразу же опровергла эти сведения, заявив, что российские военные не участвуют в наземных операциях совместно с войсками Асада. Правда, представители военного ведомства США неоднократно заявляли, что российские военнослужащие воюют в составе сирийской правительственной армии, куда они внедрены с целью координирования авиаударов и «активизации» армии Асада. Согласно другим сообщениям, в Сирии действуют российские отряды специального назначения.
При том, что Россия признала единственный факт гибели своего военнослужащего в Сирии, никаких списков или упоминаний о потерях россиян на Украине на сегодняшний день нет. Однако по оценкам организаторов сайта, на котором отслеживается гибель российских военнослужащих на основе данных из соцсетей, число российских военных, погибших на Украине со времени начала войны весной 2014 года, составляет более 400 человек.
Поступали различные сообщения, в которых говорилось о том, что российские военные, якобы, сжигают тела своих погибших в полевых условиях в специальных передвижных крематориях — с тем, чтобы скрыть число потерь. Однако, скорее всего, Россия следует своей традиции, которая в полном объеме сформировалась в 1980-е годы во время советско-афганской войны, когда останки советских солдат отправляли домой в деревянных гробах, обшитых оцинкованным стальным листом.
В те годы, когда советские войска воевали с неуловимыми и непонятными моджахедами в долинах и пустынях Афганистана, тела погибших советских солдат отправляли домой в цинковых гробах. Цинк был дешевым, его было легко достать, и он не ржавел. Если погибший был не слишком покалечен, то в изголовье гроба делали прорезь, чтобы можно было увидеть его лицо, но если труп был обезображен, то гроб заваривали.
Цинковые гробы и их зловещее присутствие в жизни российского общества в годы афгано-советской войны послужили идеей и для названия книги «Цинковые мальчики», вышедшей в 1992 году. Книга, представляющая собой хронику афганской войны в рассказах, написана Светланой Алексиевич, которая в 2015 году получила Нобелевскую премию по литературе. В книге приведен рассказ матери погибшего солдата, которая на похоронах пытается открыть отверткой гроб своего сына.
По некоторым сообщениям в соцсетях Вадима Костенко — россиянина, погибшего в Сирии — доставили домой в обшитом цинком и заваренном гробу.