Незаметно на фоне выборов в украинском медиапространстве промелькнула информация о том, что международное рейтинговое агентство Standard & Poor's Ratings Services повысило долгосрочный суверенный рейтинг Украины до уровня «B-/B» с уровня «SD/D» («выборочный дефолт»), а также долгосрочный и краткосрочный рейтинг страны в национальной валюте до уровней «B-/B» с «CCC+/C. Это означает, что рейтинговые агентства снижают вероятность дефолта. Хотя проблемы с российским кредитом в 3 миллиарда долларов, напротив, только нарастают. Это станет очевидным 29 октября, на повторном собрании кредиторов по российским облигациям.
Пересмотр ранее присвоенных рейтинговых оценок и прогнозов связан, прежде всего, с тем, что 14 октября держатели евробондов приняли чрезвычайную резолюцию, которая утверждает условия реструктуризации. Об этом говорится в сообщении Министерства финансов, опубликованном на официальном сайте. Это означает завершение переговоров с иностранными кредиторами, о чем Минфин официально объявил еще в конце августа.
Правда, смущает одна деталь: 29 октября в Лондоне состоится повторное собрание владельцев облигаций с погашением в декабре 2015 года, поскольку... на первом собрании 14 октября не было кворума. Возникает вопрос: как три четверти кредиторов сумели принять резолюцию списать Украине долги, если у них на собрании не было кворума?
Впрочем, детали в данной ситуации второстепенны. Очевидно, что рано или поздно согласие кредиторов будет получено, ибо они хорошо понимают: в сложившихся на данный момент на Украине условиях политической и экономической нестабильности другого способа получить обратно свои вложенные средства и сгенерированную этими средствами прибыль в виде процентов по евробондам нет.
Украина просто не потянет выполнение ранее взятых на себя обязательств в соответствии с оговоренными на момент выпуска евробондов условиями. Предъявление к оплате еврооблигаций сейчас, на первоначальных условиях, имело бы крайне негативные последствия
Украина просто не потянет выполнение ранее взятых на себя обязательств в соответствии с оговоренными на момент выпуска евробондов условиями. Предъявление к оплате еврооблигаций сейчас, на первоначальных условиях, имело бы крайне негативные последствия. Поэтому, по нашему мнению, списание части долгов и предоставление отсрочки для остатка обязательств на сегодняшний день является очень важным, даже жизненно необходимым для экономики страны событием.
К сожалению, достичь компромиссного решения удалось не со всеми партнерами. В первую очередь это касается переговоров о реструктуризации долга с российской стороной. Напомним, что в 2013 году прежнее правительство продало Российской Федерации еврооблигации на сумму три миллиарда долларов. Срок выплаты по данным ценным бумагам наступает в декабре 2015 года.
В ходе двухсторонних переговоров между Киевом и Москвой о реструктуризации долга представители России категорически отказались пересматривать первоначально указанные условия погашения данных облигаций и вообще исключили возможность каких-либо дальнейших дебатов на эту тему. Тем не менее Украина назначила на 29 октября повторное собрание по российским еврооблигациям.
Реакция Москвы не заставила себя долго ждать. Замглавы МИД РФ Василий Небензя, находясь с рабочим визитом в Ереване, 23 октября сказал следующее: «Речь идет о реструктуризации долга частных кредиторов, а наш долг — государственный, поэтому мы в этих встречах (29 октября), думаю, принимать участия не будем. Долг Украины РФ не в этом формате должен обсуждаться».
Таким образом, российская сторона настаивает на том, что долг является суверенным, и требует его возврата в указанный срок и в полном объеме, в то время как представители Украины позиционируют долг как частный, мотивируя это тем, что на момент выпуска евробондов их мог купить любой частный инвестор.
Четкое определение того, каким является долг — частным или суверенным, является ключевым фактором для Международного валютного фонда для принятия решений по дальнейшей финансовой поддержке Украины. Дело в том, что, согласно правилам этой организации, не может быть осуществлено кредитование стран, имеющих просроченные суверенные долги перед другими странами. Наиболее вероятным представляется сценарий судебных разбирательств, инициированных одной из сторон. У каждой из них для этого есть свои аргументы. В недавнем интервью премьер-министр Арсений Яценюк уже выразил готовность перевести вопрос в судебную плоскость
То есть в случае признания долга Украины перед Российской Федерацией суверенным, нашей стране крайне трудно будет получить жизненно необходимые средства для поддержания экономики. На этом фоне вполне понятными выглядят призывы президента России Владимира Путина, обращенные к Международному валютному фонду, касательно предоставления Украине до наступления срока погашения обязательств транша кредита в размере 3-х миллиардов долларов для того, чтобы последняя могла рассчитаться с Россией по долгам 2013 года.
По нашему мнению, у данной ситуации есть два сценария развития. Конечно, наиболее приемлемым для Украины является вариант с выплатой Российской Федерации определенной компенсации за выгодные условия первоочередного кредита и признание частного статуса долга. Однако на такие условия Кремль вряд ли согласится. Своими действиями он показывает, что данная задолженность его интересует, скорее, в контексте рычага воздействия на власти Украины. Если бы наш северный сосед хотел только вернуть кредит, он бы согласился на подобное предложение. Но очевидно, что сторонам не удастся достичь соглашения.
Поэтому наиболее вероятным представляется сценарий судебных разбирательств, инициированных одной из сторон. У каждой из них для этого есть свои аргументы. В недавнем интервью премьер-министр Арсений Яценюк уже выразил готовность перевести вопрос в судебную плоскость.
Среди прочих альтернатив могут рассматриваться варианты подачи встречных исков против России по поводу убытков, связанных с отказом РФ платить по договору о пребывании на территории Украины Черноморского флота, либо убытков, связанных с аннексией Крыма в целом.
В пользу судебной версии говорит и тот факт, что в этом случае технически у МВФ есть лазейки, которыми Фонд сможет воспользоваться для продолжения кредитования Украины. Если Киев обратится в суд, долг будет признан «спорным», и МВФ сможет обойти собственные правила, запрещающие, как мы сказали выше, кредитование стран, имеющих просроченные государственные долги.
Теоретически возможен и третий вариант, при котором Украина полностью рассчитается по этому долгу. Но реалии таковы, что осуществить это сейчас слишком сложно ввиду напряженной экономической и политической ситуации в стране, а также натянутых отношений между странами. Посему, вероятней всего, впереди нас ожидают долгие судебные разбирательства.