Когда рыночная стоимость Газпрома в 2007 году составила более 290 миллиардов долларов, что выше валового национального продукта 165 из 193 стран-членов ООН, компания стала темой номера журнала Spiegel. В «концерне царя» насчитывалось около 400 тысяч сотрудников, он находился в то время, как казалось, в начале своего восхождения. Целью топ-менеджмента стал выход на капитализацию в размере одного триллиона долларов. Газпром хотел первым достичь этой планки. Сегодня же компания далека от своей цели, как никогда. Рыночная стоимость Газпрома немногим превышает 50 миллиардов долларов. Концерн потерял место в десятке ведущих компаний мира, в рейтинге Financial Times по рыночной капитализации он скатился на 170 место, немногим опередив Canadian National Railway.
На деятельности компании сильно сказалось падение цен на нефть. Концерн традиционно делает ставку на увязку цен на газ с развитим ситуации на нефтяном рынке. Сейчас это вышло боком. Если в 2014 году стоимость 1000 кубометров газа составляла 351 доллар, то на данный момент цена - 237 долларов. Прогноз на 2016 год — 162 доллара.
Но проблемы кроются еще глубже. Концерн столкнулся с целым рядом проблем.
Экспорт в 2014 году сократился более чем на 10%, прежде всего - из-за конфликта на Украине. Ранее поставки в соседнюю страну составляли до 40 миллиардов кубометров в год. Но из-за войны и кризиса Киев резко снизил потребление. Между тем, Украина некоторое время и вовсе не покупала газ напрямую из России, в 2015 году экспорт газа в соседнюю страну составит не более десяти миллиардов куб. м.
Кроме того, наблюдается общая стагнация экспорта. До начала украинского кризиса Газпром поставлял около 230 куб. м. газа — это уровень 2013 года. Конкуренцию России на мировом рынке составляют, в первую очередь, Катар, Норвегия и США.
В Европе Газпром погрузился в долгосрочный конфликт с Еврокомиссией. Брюссель в апреле пригрозил концерну многомиллиардным штрафом и заблокировал реализацию проекта по строительству трубопровода Южный поток в Болгарию. Эксперт из Фонда национальной энергетической безопасности, Алексей Гривач, видит в этом ошибку европейцев — газовые вопросы слишком политизируются, что создает ненужные риски для энергоснабжения. Но сейчас нет оснований предполагать, что позиция ЕС изменится.
И даже в самой России снижается спрос на газ концерна. Это катастрофическое развитие событий, отмечает эксперт Григорий Выгон из Vygon Consulting. Оборот на внутреннем рынке сократился на 30 процентов — с 307 миллиардов куб. м в 2005 году до 217 миллиардов в прошлом году. Осложняют жизнь Газпрому и два конкурента — «Новатэк», частная компания, вторая по величине на рынке, и госкомпания «Роснефть», проводящая агрессивную экспансию на рынке.
Конкуренты предпочитают искать платежеспособных клиентов в промышленном секторе. А энергоснабжение частных потребителей, в том числе в сельской местности, легло на плечи Газпрома. И осуществляется оно на малопривлекательных условиях. Цены «Газпрома» в России регулируются государством, говорит Выгон. Концерн не может продавать свой газ за цену, меньше установленной нижней границы, отмечает эксперт.
В начале октября стало известно, что Газпром потеряет особо привлекательного клиента — заводы Новолипецкого металлургического комбината, одного из крупнейших металлургических концернов в России, с 2016 года компания будет покупать газ у «Новатэка». Речь идет о 2,8 миллиардах кубометров в год.
Последствия низкого уровня экспорта и плохой ситуации в России в целом могут стать обширными — правительство ориентируется на новые, рекордно отрицательные показатели добычи. Уровень добычи Газпрома в 2015 году составит лишь 414 миллиардов куб. м, таких низких показателей не было с момента основания компании. Мощности компании рассчитаны на объем добычи от 550 до 500 миллиардов кубометров.
Кроме того, конкуренты оказывают и политическое давление на концерн. Они хотят вмешаться и в сферу экспорта. Так, вице-президент Роснефти обратилась в июле к правительству с просьбой об отмене экспортной монополии Газпрома и разделении концерна на несколько компаний. Речь идет о создании новой модели, позволяющей России повысить свое участие на мировом рынке, говорится в документе.
В долгосрочной перспективе, по всей видимости, разделения Газпрома на несколько компаний не избежать, считает Выгон. Добыча и транспортировка будут отделены друг от друга. Многие страны пошли этим путем. Однако российское государство будет держать под контролем газовый сектор. Мир изменился, сейчас должен измениться и «Газпром». «Концерн царя» останется в прошлом.