Посол Евросоюза в Москве Вигаудас Ушацкас — политик, представляющий интересы стран ЕС, в их числе и Литвы, в РФ. Как он сам признает, это одна из самых сложных дипломатических миссий, во время которой сталкиваешься с различными вызовами, из всех с которыми ему приходилось сталкиваться, пишет Tiesa.
Tiesa интересовалась у Ушацкаса, как ему удается лавировать, работая в таком «горячем климате», выживать в окутанной легендами России и что значит воспитать сына настоящим патриотом.
— Какой из аспектов самый сложный в деле координирования с российскими чиновниками вопросов торговли, энергетики, сельского хозяйства и других важных вопросов всех 28 стран ЕС?
— В условиях сегодняшнего напряжения и политических разногласий это означает необходимость высказывать неудобные и неприятные вещи российским коллегам и обществу, при этом не сжигая мостов.
— Как обстоят дела с улучшением ухудшившихся отношений между Россией и ЕС?
— Современная дипломатия сильно отличается от традиционной, которая часто ограничивалась официальными встречами с членами правительства и участием в приемах.
Я постоянно поддерживаю связь и встречаюсь с членами российского правительства и Думы, представителями бизнеса, мира искусства, образования, различных религиозных конфессий.
Мы активно пользуемся социальными сетями. Поскольку я свободно говорю по-русски, я являюсь первым представителем ЕС в России, который активно общается со СМИ, где из-за государственной пропаганды и манипуляций очень сложно передавать альтернативное мнение.
Я рад, что резиденция посла ЕС стала излюбленным местом встреч представителей культуры и искусства ЕС и России, там проводят концерты и выставки.
Я занимал посты посла в Вашингтоне, Лондоне, Кабуле, главы МИД Литвы. На этих постах я всегда использовал спортивную дипломатию, что продолжаю делать и в Москве: общаюсь с влиятельными представителями российской политики и бизнеса в неформальной обстановке на баскетбольных площадках, теннисных кортах, на полях для гольфа.
Жаль, что некоторые литовские политики и обозреватели пытаются воспользоваться антикремлевскими чувствами общества и не хотят признавать, что работа дипломата — в первую очередь завязывание контактов, осознание мотивов принятия решений. Критику доводится слышать как в Литве, так и в России...
— Российско-литовские отношения напряженные уже в течение ряда лет. Литовцы во всем мире ощущают угрозу, исходящую от большого соседа. Вы работаете в России. Как вы думаете, эта угроза реальна?
— Незаконные действия России не остались без ответа, поэтому можно сказать, что угрозы ощущает не только Литва. ЕС действует при помощи дипломатии: санкции в отношении различных российских деятелей и экономики введены и до сих пор не отменены.
Вопрос об угрозе мне часто задают не только литовцы.
Во-первых, за исключением провокатора Жириновского, я не встречал ни одного российского политика или генерала, который угрожал бы суверенности Литвы и ее территориальной целостности.
Во-вторых, рядовой россиянин, почитав литовские СМИ, не скрывает удивления: точно ли литовцы думают, что Россия может напасть на Литву? Я думаю, что Литва, как и другие страны Балтии, в глазах руководства России — это члены ЕС и НАТО, безопасность которых гарантируют союзники.
В-третьих, история нашего народа свидетельствует, что «свободу и независимость нельзя принимать как само собой разумеющееся», поэтому мы и должны инвестировать в самооборону и вооруженные силы и укреплять присутствие НАТО на своей территории, развивать военные связи со странами ЕС и НАТО , особенно с Польшей и Северными странами — нашими соседями.
Важно также, чтобы экономика страны была открытой и конкурентоспособной, общество толерантным, а политика — некоррумпированной.
— Что надо предпринять, чтобы сложные отношения между Литой и Россией изменились? Это последствие работы прежних или нынешних политиков?
— В нынешних условиях сложно себе представить быструю нормализацию отношений. Однако и в условиях глубочайшего кризиса и конфликта мы должны общаться и не «замораживать» связи.
Я имею в виду, в первую очередь, предоставление всесторонней поддержки представителям российского гражданского общества, исповедующего общие ценности свободы и демократии. Многие из них выбирают Литву как временное или постоянное место жительства.
Важно развивать сотрудничество в тех сферах, которые не подвержены санкциям и которые главы стран ЕС целенаправленно решили сохранить с Россией — это обмен в сфере образования и науки, сотрудничество между приграничными регионами, инновации.
Еще один важный аспект — у России рынок с 145 млн. потребителей, который будет привлекателен для мирового бизнеса и инвестиций, поэтому важно не обрывать контакты между представителями бизнеса. Мы и в будущем должны сохранять свои позиции с целью привлечения большего потока туристов из России — вклад в экономику Литвы.
Не надо забывать, что в России у нас есть прекрасные послы в сфере искусства и спорта: Римас Туминас, Ингеборга Дапкунайте, Римас Куртинайтис, Миндаугас Карбаускис, Томас Пачесас, Повилас Ванагас и Маргарита Дробязко. Мы должны использовать их имена для укрепления положительного имиджа Литвы в России.
— Как вы оцениваете нашумевшее решение Литвы о возвращении обязательной военной службы? Является ли это ответом на укрепление военной и политической мощи России?
— Это решение оцениваю только положительно. Государство стоит жизни и процветания только тогда, когда ее граждане в Литве или временно проживающие в Англии, Ирландии или где-то еще,будут готовы и будут уметь с оружием в руках защищать свою Родину. Я думаю, что введение обязательной военной службы, вернее — ее возвращение, было одним из самых верных решений последнего времени.
— Ваш сын решил пойти служить добровольцем. как вы восприняли его решение?
— Я горжусь решением сына Раймундаса стать добровольцем Вооруженных сил Литвы. После окончания бакалавриата в области экономики и политики он год жил с нами в Москве и учил русский язык.
Однажды он заявил, что пойдет добровольцем в Литовскую армию, поскольку является патриотом и хочет быть готов защищать Родину, если в этом будет необходимость.
На следующее утро мы поняли, что он свое мнение не изменил. Мы с женой Лоретой приняли его решение. Мы очень гордимся нашим сыном, который сейчас служит в Клайпеде.
Прошел всего месяц, а мы уже видим, что служба повлияла на него положительно. Дисциплина, порядок, физическая подготовка, навыки, командная деятельность и взаимовыручка — это качества, которые пойдут на пользу как в случае войны, так и в повседневной мирной жизни.