На фоне волны террора, осуществляемого палестинскими подростками с ножами в руках, особенно заметно молчание арабского мира, который игнорирует их усилия и предпочитает оставить их наедине со своей заварухой. Эту волну насилия уже не получается объявить борьбой арабского мира против Израиля. Она даже не может считаться борьбой всех палестинцев.
Это молчание и игнорирование заслуживают особого внимания, ведь в недалеком прошлом было достаточно минимальной вспышки насилия на палестинских территориях, не говоря уже о каких-либо столкновения на Храмовой горе, чтобы вывести толпы людей на улицы в арабских странах. Сегодня улицы остаются пустыми, даже в таких известных любовью к демонстрациями городах, как Каир и Амман. Почти все арабские СМИ набрали воды в рот и не спешат разжигать и подстрекать, за исключением, конечно, «Аль-Джазиры», которая рефлекторно поспешила подлить масла в огонь. Однако факт в том, что эмир Катара, хозяин «Аль-Джазиры», и даже султан Эрдоган в Анкаре предпочитают воспользоваться правом на молчание и не спешат присоединиться к веселью. Они ни единым словом не осудили Израиль. Похоже, сегодня они желают не разжигать страсти.
На первый взгляд, причина молчания арабских государств кроется в том, что их внимание полностью поглощено внутренними конфликтами и проблемами. Ни у кого нет ни сил, ни времени на волнения, которые пытаются спровоцировать несколько палестинцев, и заявления о том, что Израиль якобы собирается нарушить статус-кво на Храмовой горе, более не принимают на веру автоматически. Напротив, Египет и Иордания прилагают усилия для восстановления спокойствия и дают понять, что израильские объяснения и договоренности, достигнутые при посредничестве госсекретаря США Джона Керри, вполне удовлетворительны, и проблему можно убирать с повестки дня.
Но в арабских странах в настоящее время развернулась война не на жизнь, а на смерть между экстремизмом и радикальным исламизмом, с одной стороны, и умеренными режимами вроде Египта Абдул-Фаттаха ас-Сиси и другими государствами. Последние начинают понимать, что дальнейшая радикализация и рост религиозного фанатизма не ограничатся Израилем и обрушатся на арабские страны. Действительно, у тех, кто воюет против «Братьев-мусульамн» и других исламистов в Египте, Тунисе и остальных странах, нет причин поддерживать движения вроде ХАМАС, которые подстрекают к насилию во имя религии.
В конце концов, всем ясно, к какому будущему пытаются привести регион религиозные экстремисты — это очень мрачное и темное будущее. Это происходит и в Сирии, где каждый день убивают десятки людей во имя религии, и в Египте, где религиозные фанатики стараются подорвать стабильность. Это трудно осознать, но Израиль и палестинские территории остаются главным островом спокойствия и стабильности даже с учетом текущей вспышки террора.
Следует отметить также, что «героями» нынешней эскалации насилия стали подростки, но это вовсе не воспринимается палестинским обществом и арабскими странами как свидетельство их верности родине и готовности отдать жизнь во имя великой цели. Скорее, их считают запутавшимися людьми, утратившими верный путь. Взрослые палестинцы, чье мировоззрение уже сформировано, не поддерживают юных убийц с ножами, считая, что те не способны принести хоть какой-то пользы или способствовать продвижению общих интересов.
Действительно, у насилия, пропаганды и промывки мозгов есть своя динамика и жизненная сила, и старшее поколение утратило влияние на молодежь. Подростки толпами рвутся в ИГИЛ и другие подобные группировки, чтобы совершать зверские убийства от их имени.
Однако тот факт, что нынешние террористы с ножами не получили поддержки со стороны арабских стран, и что многие в соседних государствах и в палестинском обществе понимают — фанатизм ведет лишь к краху, вселяет надежду на то, что волна террора пойдет на спад. Вместе с тем, эта вспышка насилия должна стать сигналом, что появилось молодое поколение арабов, в нашем случае — палестинских, которое сбилось с пути и посвятило себя кинжалам и смерти во имя религии. Борьба за души этого поколения, внутренняя борьба арабского мира, может быть очень длинной и трудной.