Брюссель — НАТО обсуждает вопрос об увеличении численности войск в граничащих с Россией странах-членах и о их переводе под официальное командование альянса. По словам дипломатов и военных, это составная часть новых усилий по сдерживанию агрессии со стороны Москвы.
Согласно одному из планов, Организация Североатлантического договора разместит по батальону в Польше и в каждой из трех прибалтийских республик. Численность каждого подразделения составит от 800 до одной тысячи человек. Есть и более скромный вариант плана: развернуть один батальон на весь этот регион.
Если Соединенные Штаты и прочие союзники поддерживают данные планы, то представители Германии высказывают определенные опасения, заявляя в ходе дискуссий в узком кругу, что не хотят рассматривать Москву в качестве постоянного врага и исключать ее из Европы, несмотря на трения из-за Украины и прочие провокации.
Руководство НАТО заявляет, что Берлин вряд ли поддержит вариант с дислокацией крупных сил, однако может согласиться на их более скромное увеличение.
Отношения между Востоком и Западом опустились до самой низкой отметки со времен холодной войны после того, как Россия в прошлом году отняла Крым у соседней Украины, которая не входит в состав НАТО, но имеет общую границу с некоторыми странами-членами.
Альянс резко критикует Россию за ту поддержку, которую она оказывает сепаратистам на востоке Украины, за наращивание военных учений в этом регионе, а также за провокационные вторжения в воздушное пространство НАТО и угрозы применения ядерного оружия.
В свою очередь, Москва неоднократно заявляла, что рассматривает НАТО в качестве угрозы собственной безопасности.
Даже если план будет утвержден, у Североатлантического альянса на восточном фланге будет лишь незначительная группировка войск — явно недостаточная для того, чтобы остановить вторжение. Тем не менее, его руководители считают, что этих войск хватит для создания сил прикрытия, демонстрирующих, что западные союзники верны своим обязательствам по коллективной обороне.
Не менее важно и то, что президент Владимир Путин в последнее время не проявляет особого желания устраивать прямые вторжения, предпочитая вместо этого использовать тайные силы для дестабилизации обстановки в раздражающих его соседних странах, таких как Украина. При таком натовском сценарии малочисленная группировка войск должна играть роль защитного бастиона или системы раннего предупреждения попыток ослабления стран-союзниц.
Тем не менее, некоторые члены альянса заявляют, что даже небольшое наращивание сил может привести к непредвиденным последствиям, поскольку повысится вероятность возникновения конфликта с Россией в случае какого-то инцидента или просчета Путина, а этот конфликт далее вызовет более мощное столкновение. Во избежание такого развития событий эти члены настаивают на применении других мер сдерживания, предлагая НАТО демонстрировать свою способность быстро перебрасывать крупные силы в ходе учений и маневров типа тех, которые в настоящее время проходят в Испании и Португалии.
В прошлом году альянс утвердил «план действий по обеспечению готовности», цель которого — успокоить союзников и убедить восточных членов альянса в том, что НАТО обязательно придет к ним на помощь в случае конфликта с Россией. Для этого блок намерен дислоцировать в шести восточных странах силы быстрого реагирования и небольшие командные пункты.
Руководство НАТО заявляет, что новые планы находятся на начальном этапе разработки. Никаких официальных представлений Совет НАТО не получал, а по его условиям, для утверждения действий альянса необходимо согласие всех его членов. Размещение войск вряд ли начнется раньше июля, когда в Варшаве состоится саммит лидеров НАТО.
Вместе с тем, высокопоставленные руководители альянса говорят об усилении единодушия по поводу необходимости дополнительных действий, дабы показать России, что НАТО твердо намерена защищать свою территорию. «Есть такое ощущение, что если нам нужна долгосрочная стратегия обороны и сдерживания, мы должны решить, какие еще меры надо принять, кроме плана действий по обеспечению готовности», — сказал заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу (Alexander Vershbow).
Американские представители говорят о своей готовности подчинить командованию НАТО тех 150 военнослужащих, которые в настоящее время находятся в каждой из прибалтийских стран и в Польше, а также о своем согласии направлять туда на ротационной основе дополнительные силы из США.
Чтобы реализовать такой план, развернувшие там свои войска другие страны тоже должны будут дать согласие на их подчинение командованию НАТО. У Британии на востоке находятся примерно 150 военнослужащих, а у Германии до 200.
Высокопоставленные американские представители говорят, что в свете наращивания Россией военных учений в этом регионе увеличение присутствия НАТО на востоке продемонстрирует Путину, насколько сплочен Североатлантический альянс и насколько предан ему Вашингтон.
«Мы не лезем в драку и не пытаемся его провоцировать, — заявил высокопоставленный представитель американского военного ведомства. — Но мы стараемся поступать так, чтобы он понял: мы выполняем свои обязательства в Европе, мы действуем, мы обладаем боевыми возможностями, и мы намерены защищать НАТО. Таков сигнал».
Российский представитель в НАТО Александр Грушко заявил, что альянс уже нарушает соглашение от 1994 года, которое запрещает размещать на российской границе войска на постоянной основе. Он отметил, что идея об увеличении численности войск является провокационной.
«С политической точки зрения эта военная активность нацелена на создание нового „железного занавеса“ в Европе, — сказал Грушко. — Военное планирование НАТО порождает конфронтационные подходы к вопросам безопасности, что на наш взгляд является пережитком прошлого». По его словам «НАТО, осуществляя ползучее наращивание своего военного присутствия на наших рубежах», испытывает терпение России.
Представители альянса заявляют, что поскольку войска на востоке будут периодически сменяться, а их численность будет составлять менее бригады, новые силы не нарушат соглашение от 1994 года, в соответствии с которым НАТО не должна размещать на границе с Россией боевые части в значительном количестве.
Альянс обвиняет Россию в том, что она неоднократно нарушала другие условия данного соглашения, а США, Германия и другие члены НАТО настаивают на его соблюдении.
Однако НАТО никогда конкретно не указывала, что означает выражение «боевые части в значительном количестве». Во время переговоров по данному соглашению российские представители предлагали указать, что речь идет о бригаде, в которой обычно от трех до пяти тысяч человек личного состава. Руководители НАТО в начале 1990-х годов настояли на расплывчатой формулировке.
Грушко сказал, что НАТО должна дать согласие на проведение нового диалога, в ходе которого нужно конкретно определить, что означает «значительное количество».
Согласно заявлениям натовских руководителей, они смогут добиться от стран-членов выделения войск, так как многие сегодня пришли к выводу, что им предстоит долговременное стратегическое соперничество с Россией. «Есть хорошие шансы на то, что союзники будут вносить пропорциональный и справедливый вклад», — сказал один из них.
Пока непонятно, заблокирует ли эту инициативу Германия. Представители НАТО говорят, что Берлин всеми силами стремится не допустить публичной дискуссии об отправке дополнительных войск в Прибалтику в момент, когда перемирие на Украине соблюдается, а отношения с Россией находятся в состоянии изменения.
В отличие от немцев, Польша, Эстония, Литва и Латвия требуют, чтобы НАТО увеличила свое присутствие на их территории в интересах сдерживания российской агрессии. В частности, новая правящая партия Польши заявила, что будет настаивать на размещении у себя постоянной базы альянса.
«Восточные союзники говорят, что надо наращивать присутствие, создавая дополнительные силы сдерживания, — сказал один из представителей альянса. — У них своя, и довольно основательная логика, но здесь налицо противоречие между двумя логиками».
Американские официальные лица против создания постоянной базы. Они заявляют, что у США нет средств на создание нового дорогостоящего объекта и на долговременное размещение войск.
В частном порядке представители Пентагона указывают руководителям польского военного ведомства, что на создание постоянной базы уйдет слишком много времени, и потребуются годы на согласование и строительство. Вместе с тем, они отмечают, что нарастить военное присутствие на ротационной основе можно быстро.
Высокопоставленный американский представитель заявил, что США и их союзникам «надо проявлять творческий подход» в вопросе о том, как использовать войска, действующие на ротационной основе. Американские и прочие руководители размышляют о взаимодействии этих контингентов и о налаживании совместной боевой подготовки американских, британских и немецких рот, сведенных в батальон НАТО.
«Синхронизация этих сил кажется весьма привлекательной идеей», — сказал высокопоставленный американский представитель.