Российские самолеты взлетают с авиабазы Хмеймим, неподалеку от средиземноморского порта Латакия, круглосуточно. Ежедневно они совершают не менее 40 вылетов, в которых поочередно участвуют 36 бомбардировщиков и 20 боевых вертолетов. С тех пор, как Россия вмешалась в сирийскую гражданскую войну на стороне президента Башара Асада, ее ВВС атаковали в общей сложности более 800 объектов. Кремлю это обошлось в сумму порядка 100 миллионов евро. Своим «железным кулаком» военная держава Россия хотела как можно скорее разобраться с противниками режима Асада.
Но, похоже, Кремль просчитался: почти через четыре недели после начала операции против сирийских мятежников, с одной стороны, и террористической группировки «Исламское государство» (ИГ), с другой, о больших успехах в этом направлении говорить не приходится. По сути, они минимальны, если учитывать размах операции и огромные потери сирийской армии. «50 сантиметров земли за 24 потерянных танка и 250 убитых солдат», — сказал по этому поводу один сирийский офицер.
А с пятницы на некоторых фронтах противники и вовсе перешли в наступление. В Алеппо сирийская армия оказалась отрезана от единственного канала, через который получала подкрепление. Причем произошло это именно вследствие действий сил ИГ, борьбой с которыми Россия и обосновала свое вторжение в Сирию. Не сумев добиться быстрых успехов, Кремль начинает терять терпение и уже перебросил с Украины в Сирию свой спецназ. Эти элитные силы, которые вполне можно сравнить с легендарным американским подразделением «Дельта», должны внести перелом в ситуацию.
Солдаты сирийских правительственных войск восприняли военное вмешательство своих «русских братьев» 30 сентября с большим энтузиазмом. Семь дней спустя тысячи из них отправились на фронт в окрестностях Латакии, Хомса, Хамы и Алеппо. Однако, несмотря на поддержку российских ВВС с воздуха, наступательная операция давалась сирийцам с большим трудом — им удалось занять лишь несколько деревень.
Успехам правительственных войск мешают главным образом противотанковые ракеты BGM-71-TOW американского производства. С помощью именно этого оружия мятежники подбили уже более 60 танков и бронетранспортеров армии Асада. А без поддержки со стороны бронетехники застопорится любая наземная операция. По данным Пентагона, ракеты TOW получают в общей сложности 39 группировок так называемой «умеренной» оппозиции. Раньше это оружие поставляло ЦРУ в рамках секретных операций. Сейчас этим занимается Саудовская Аравия, которая, по ее утверждению, с момента вторжения России в Сирию снабдила оппозиционеров 500 ракетами.
Раньше это было невозможно, потому что американцы поставляли свои противотанковые системы лишь в ограниченном количестве и только избранным группировкам, подвергавшимся предварительно тщательным проверкам. Вашингтон опасался, что это мощное оружие может попасть в руки радикальных исламистов. Но после вторжения России в Сирию от этих мер предосторожности, видимо, было решено отказаться.
Но неужели решающую роль в ходе боевых действий играют именно ракеты TOW? Российское военное руководство так не считает и упрекает в неудачах сирийскую армию. Именно ее «слабость и беспомощность», по мнению Москвы, являются основной причиной отсутствия успехов. Наиболее очевидно это проявилось в ходе разговора между неким российским и неким сирийским генералом в Хаме, который удалось прослушать бойцам группировки «Таджамму аль-Изза». «Русский был очень зол из-за ошибок, допущенных (сирийской) армией», рассказал Раед Салех, представитель «Таджамму аль-Изза», которая входит в число получателей этого оружия. После этого сирийский генерал был лишен командной должности. Однако, по словам Салеха, не стоит забывать, что бойцы Свободной Сирийской Армии стали действовать более решительно и изменили правила игры: «Вместо того чтобы только защищаться, мы перешли в наступление».
Хотя с военной точки зрения, ситуация должна была бы развиваться совсем по-другому. Потому что после трех недель непрерывных авиаударов наземная операция должна была бы проходить намного стремительнее. Правда, для этого надо было бы наносить удары по правильным целям. В действительности же все было, очевидно, иначе. «Часто мы понятия не имели, почему русские бомбардировали те или иные здания, в которых либо никого не было, либо находились мирные жители», утверждал один из командиров оппозиционных сил из города Джиср аль-Шугур на северо-западе страны. Там за два-три дня до начала операции российские беспилотники занимались сбором информации. Аналогично события развивались и в других областях, где действует сирийская оппозиция. Но этих коротких разведывательных полетов, видимо, оказалось недостаточно.
А как обстоят дела с «тесным сотрудничеством с сирийскими военными и спецслужбами», которых так нахваливало российское министерство обороны? Видимо, сирийцы сообщают русским недостаточно полную, ошибочную или устаревшую информацию. Потому что в противном случае операции российских ВВС были бы намного более результативными.
Этот пробел и должен быть теперь восполнен благодаря переброске с Украины в Сирию российского спецназа. Воздушные атаки должны стать более эффективными и менее затратными с финансовой точки зрения. Речь идет о тех самых «зеленых человечках», получивших свое прозвище за цвет униформы без опознавательных знаков, которую они носили в Крыму. Свое новое задание они получили в Сирии. В их число входит знаменитый отряд «Заслон», специализирующийся на защите дипломатических представительств за рубежом.
Российские элитные солдаты будут сопровождать на фронте сирийские части. Однако об их активном участии в военных действиях речи не идет. Они будут отслеживать вражеские позиции и сообщать их GPS-координаты пилотам, которые будут наносить по ним воздушные удары. Вместе с тем, однако, вырастет риск гибели или взятия в плен российских военнослужащих. Но по этому поводу Кремль, похоже, не особо переживает — главное, чтобы бомбардировки позиций противника, в которых очень нуждаются сирийские правительственные войска, стали более эффективными. России необходимо реагировать как можно скорее, потому что в противном случае ее интервенция обернется провалом, толком и не начавшись. И тогда ей не удастся утвердиться в качестве силы, играющей ведущую роль в Сирии и на всем Среднем Востоке. Вместо этого России грозит громкий позор и превращение в одного из многих игроков в этом регионе.
На своих сирийских партнеров Москве особо рассчитывать не приходится. Насколько беспомощны правительственные войска, стало очевидно буквально в конце минувшей недели южнее Алеппо, где боевики ИГ, атаковавшие их с востока, почти беспрепятственно пробились к единственному маршруту, по которому армия Асада получала подкрепление. Тем самым части правительственных войск угодили в «котел». Они, впрочем, уже начали контрнаступление, потому что, если им не удастся прорвать эту блокаду, все остальные операции в Алеппо рано или поздно обречены на провал.
Этот город, бои за который длятся уже три года, Сирия, Россия и Иран хотят сделать своим плацдармом. При этом они ведут бои сразу на нескольких фронтах. Сирийская армия борется совместно с иранскими Стражами исламской революции, шиитскими повстанцами из Ирака, а также с ливанскими боевиками из группировки «Хезболла». На юго-востоке они бьются за прорыв блокады базы ВВС в Квейрисе. На севере войска режима прорываются к блокированным городам Нубулу и Захре. Одновременно предпринимаются попытки пробиться к городу с запада и отрезать последний подъезд к Алеппо со стороны Турции. До сих пор подобных попыток было предпринято бесчисленное множество, но все они остались безрезультатными. Теперь сирийцы полагаются на иранскую «живую силу» и на российские бомбы.