Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Возвращение в Донецк: c мыслями снова уехать

Донецк снова становится многолюдным. С прекращением боевых действий в Донбассе вынужденные переселенцы возвращаются домой. Но о массовом и окончательном их возвращении говорить еще рано.

© РИА Новости Илья Питалев / Перейти в фотобанкЖители Горловки убирают территорию школы № 16, пострадавшей от ночного обстрела
Жители Горловки убирают территорию школы № 16, пострадавшей от ночного обстрела
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
32-летняя Лариса месяц назад с годовалым малышом вернулась в родной Донецк. О впечатлениях от пережитого за последнее время рассказывает эмоционально: роды под грохот снарядов, бегство с новорожденным от войны в село. И вот теперь возвращение в родной и вроде бы снова мирный город. Приезжают назад и другие переселенцы. Но о массовом и окончательном возвращении говорить пока рано.

32-летняя Лариса месяц назад с годовалым малышом вернулась в родной Донецк. О своих впечатлениях от пережитого за последнее время рассказывает эмоционально: долгожданная новость о скором появлении ребенка в семье, роды под грохот снарядов, бегство с новорожденным от войны в село к родителям в Херсонскую область. И вот теперь возвращение в родной и вроде бы снова мирный город. «Я в любом случае должна была вернуться в Донецк. Поиск работы у меня сейчас на втором плане. Здесь у меня муж и собственное жилье», — объясняет Лариса.

Наличие собственного жилья в зоне конфликта — главный мотив для возвращения переселенцев, говорит DW научный сотрудник Киевского международного института социологии (КМИС) Дария Пирогова. И уже во вторую очередь переселенцы называют проблемы с трудоустройством и необходимость заботиться о родственниках, которые остались дома, отмечает эксперт.

Двойные пенсии

Из-за высокой стоимости арендованного жилья вернулась из России домой в Донецк и семья 60-летнего Олега. Когда начались боевые действия, он с женой и маленькой внучкой уехал в Ростов-на-Дону. Работу мужчина сразу нашел в одной частной фирме, но оплата квартиры, по его словам, съедала все, что он зарабатывал. Олег признает, что теперь в Донецке у него «относительно благополучная ситуация». В центре занятости ему сразу предложили работу слесаря в трамвайно-троллейбусном парке. Заработную плату выплачивают вовремя. Через центр занятости устроилась на социальные работы и его жена — фасует гуманитарную помощь из России. Оплата маленькая, но пайками довольна вся семья.

Кроме того, мужчина не скрывает, что получает две пенсии. Одна украинская в размере 1500 гривен, которую он, как гражданин Украины, имеет право получать только на территориях, контролируемых украинским правительством. А вторую — 3000 рублей — выплачивает пенсионный фонд самопровозглашенной ДНР. «Все знакомые мне пенсионеры тоже теперь получают по две пенсии. А кто это отрицает, тот лукавит», — считает мужчина. «А иначе как жить», — говорит он, жалуясь на цены в ДНР, которые в два раза выше, чем по всей Украине.

«Сначала украинский флаг, потом — мы»

Основная категория тех, кто возвращается, в социальном плане малоактивные люди, которые не смогли найти себя на новом месте, говорит профессор социологии Ярослав Пасько. Переселенец из Донецка в настоящее время преподает социологию в Киевском университете им. Бориса Гринченко. По его мнению, о массовом возвращении его земляков домой говорить рано. Сотрудники, которые выезжали вместе с предприятиями, компаниями и учреждениями, как и раньше, продолжают работать в «иммиграции». Также нужно понимать, что у людей, которые бросили свои дома и бежали из ДНР из-за угроз и преследований по политическим мотивам, принципиальная позиция: сначала должен вернуться украинский флаг, подчеркивает ученый.

С началом прекращения боевых действий на Донбассе в числе первых о возвращении переселенцев заявили в специальной мониторинговой миссии Организации по сотрудничеству и безопасности в Европе (СММ ОБСЕ). «Мы фиксируем возвращение, но не имеем в распоряжении каких-то общих цифр относительно этого процесса», — рассказала DW сотрудница ОБСЕ на Украине Ирина Гудима.

Данные же КМИС, который проводит регулярные исследования в Донбассе по заказу гуманитарного штаба Рината Ахметова, свидетельствуют, что за год уровень миграции в регионе упал с 34 до 23 процентов. Сейчас численность населения в зоне конфликта на 23% меньше, чем до его начала«, — отметил DWруководитель социологической службы Владимир Паниотто. Он уточнил, что исследование проводилось в телефонном режиме с целью выяснить гуманитарные потребности в 30 городах Донецкой области, 26 из которых не контролируется Украиной. До войны численность жителей этих городов составляла 2,3 миллиона человек. А на начало октября 2015 года — на 520 тысяч меньше, сказал эксперт.

Снова на распутье


Это же исследование показало, что в зоне конфликта более чем в два раза уменьшилось число желающих покинуть свой город. По словам Паниотто, теперь таких лишь шесть процентов, но они не знают, куда им ехать.

Мысли о переезде не покидают и Ларису. «Если честно, я бы с удовольствием отсюда уехала. В городе немало людей с оружием, что будет завтра — тоже непонятно», — говорит молодая женщина. «Дома малыш, а в квартире то отопления нет, то горячей воды. Когда началась вся эта заваруха с референдумом, я уже тогда чувствовала, что ни к чему хорошему это не приведет. Пыталась и родственников убедить, что их надежды на присоединение к России напрасны».

До начала войны, говорит Лариса, у нее была высокооплачиваемая работа и возможность дважды в году отдыхать за границей. Теперь же смеси для малыша получает в пакетах с гуманитарной помощью. А все остальное необходимое для жизни старается заказывать в интернете на адрес знакомых, которые проживают за ближайшим блокпостом в той же Донецкой области, но уже контролируемой Украиной. «Оттуда нам доставляют и продукты. Ведь то, что завозят в наши магазины из России, сплошной суррогат», — говорит молодая мать. «С другой стороны, вижу, что мои соседи и знакомые тоже вернулись, и город уже не такой безлюдный, как год назад», — говорит Лариса. Она вспоминает, как перед началом войны ей повезло съездить туристом в Европу. В группе были люди из разных городов Украины, с которыми она и до сих пор поддерживает дружеское общение. «Утешаю себя, что вскоре все наладится. И что нам не нужно будет преодолевать блок посты, чтобы встречаться с друзьями, ехать на отдых, или покупать еду для малышей».