Замедляющийся рост Китая стал главной темой мировых экономических новостей в этом году, и не случайно. Китай не только обладает второй по величине экономикой мира, но является ещё и крупнейшим в мире промышленным производителем и потребителем сырья, поэтому любые признаки экономического ослабления Китая — плохая новость для глобальной экономики. Однако, хотя тревоги по поводу темпов роста страны, конечно, заслуживают внимания, их следует оценивать в контексте долгосрочной траектории развития экономики Китая. В первую очередь, речь идёт о его превращении в глобальный инновационный центр (хаб).
Китай пока не получает заслуженной оценки своих усилий в области инноваций. Тем не менее, уже в ближайшее десятилетие Китая может стать не просто местом, где глобальные компании проводят свои исследования и запускают в производство новые товары, но ещё и образцовым примером гибкого и низкозатратного подхода к инновациям, который изменит конкурентные отношения во всем мире.
Этот вывод основан на результатах масштабного исследовательского проекта, реализованного McKinsey Global Institute с целью оценить позиции Китая в сфере инноваций путем измерения точного эффекта от их внедрения, а именно, путем измерения того, как прошедшие коммерциализацию идеи преуспели на мировых рынках.
Используя базу данных о 20 тысячах публичных компаний, представляющих около 30% мирового ВВП, мы проанализировали глобальную выручку различных отраслей, которые можно отнести к одному из четырех инновационных «архетипов»: ориентация на потребителей, повышение эффективности, опора на инжиниринг или опора на науку. Соответствующая отрасль китайской экономики классифицировалась как сильная в инновациях, если на долю китайских компаний в этом секторе приходилось более 12% мировой выручки (данная цифра равна доле Китая в мировом ВВП).
Согласно этим данным, Китай обладает значительной мощью в отраслях, относящихся к двум архетипам: ориентация на потребителей и повышение эффективности. В первую категорию попали такие отрасли, как производство бытовой техники (у Китая 36% глобальной выручки), а также интернет-услуги и программное обеспечение (на долю Китая приходится 15% глобальной выручки). Во второй категории оказались — производство солнечных батарей (у китайских игроков 51% общемировой выручки) и текстильная индустрия (у китайских компаний 20% глобальной выручки).
Китайские компании добились больших успехов в потребительском секторе, потому что научились выпускать товары в соответствии с потребностями нового класса потребителей в собственной стране. Если раньше китайские компании занимались созданием товаров, которые были «неплохими» (то есть не вполне соответствовали западным стандартам, но зато давали возможность серьезно сэкономить), то теперь они выпускают товары, которые дешевле и лучше, потому что им надо удовлетворять богатеющих потребителей. Им помогает уже один размер китайского рынка (более 100 млн базовых потребительских домохозяйств), позволяющий компаниям быстро коммерциализировать новые идеи и в широких масштабах.
В отраслях, ориентированных на повышение эффективности, успехи Китая объясняются его ролью «мировой фабрики». Огромная производственная экосистема страны — 150 млн фабричных рабочих, современная инфраструктура и база поставщиков, превосходящая японскую в пять раз, — способствует внедрению инноваций, которые снижают затраты, повышают качество и сокращают время вывода новых товаров на рынок. Кроме того, китайские производители поднимаются по цепочке добавленной стоимости, создавая всё более «наукоёмкие» продукты (например, коммуникационное оборудование) и развивая гибкие подходы к автоматизации, которые объединяют труд человека и машин для сохранения возможности быстрого реагирования, сокращая при этом затраты.
Что же касается остальных инновационных архетипов, то Китаю ещё есть над чем поработать. Конечно, и в машиностроении у китайских компаний есть некоторые успехи. Хотя для успеха в этой сфере необходимо создавать серьезную базу знаний и опыта, отдельные китайские отрасли быстро учатся, что частично объясняется усилиями правительства по упрощению обмена технологиями с глобальными партнерами. Среди примеров — высокоскоростные поезда (41% мировой выручки), ветряные турбины (20%), коммуникационное оборудование (18%). Впрочем, многие отрасли показывают не столь хорошие результаты. На долю китайского автопрома, например, приходится лишь 8% мировой выручки, что в целом объясняется ограниченными возможностями обучения.
Наибольший отрыв Китаю предстоит преодолеть в сфере инноваций, связанных с наукой. К ней относятся такие отрасли, как производство химикатов, полупроводников и эксклюзивной фармацевтической продукции. Более того, несмотря на значительные инвестиции в технологические мощности — страна ежегодно тратит более $200 млрд на научные исследования и разработки (уступая по этому показателю в мире лишь США), — ни одна китайская отрасль в этой сфере не получает более 12% глобальной выручки. Одна из ключевых проблем для китайских наукоёмких отраслей — длительный период совершенствования и коммерциализации научных открытий. В связи с этим китайские компании начали вырабатывать собственные уникальные подходы к подобным инновациям. Например, для ускорения процесса вывода нового лекарства из лабораторий на рынок, который обычно занимает 15 лет, китайские фармацевтические компании начали внедрять подходы, используемые в промышленности.
В ближайшие десять лет Китай имеет шанс отойти от практики простого копирования и адаптации глобальных технологий, чтобы превратиться в настоящего инновационного лидера. Если страна преуспеет, страхи перед продолжительным замедлением темпов роста её экономики, способного притормозить глобальный экономический рост, окажутся безосновательными.
По нашим оценкам, к 2025 году инновации в китайской индустрии услуг, где уровень производительности ещё сильно отстает от уровня развитых странах, позволят ежегодно генерировать дополнительно от $500 млрд до $1,4 трлн для экономики. А в промышленном производстве, где Китай может использовать свои огромные ресурсы, чтобы повести мир в эру цифрового производства, инновации позволят увеличить добавленную стоимость на $450-780 млрд ежегодно. Для этого придётся проделать немалый путь к повышению уровня производительности, которого будет достаточно для компенсации таких проблем, как старение населения. Что самое важное, превратившись в подлинно инновационную страну, Китай сможет стать глобальным хабом научных исследований (R&D). В конце концов, в отличие от нынешних ведущих инновационных стран, например США, Китай предлагает низкие затраты и близость к крупным (и, как правило, слабо освоенным) рынкам, включая свой собственный, что способствует быстрому внедрению новых товаров. Даже несмотря на рост зарплат, китайские учёные (не говоря уже о других профессиях) получают лишь 10-20% от уровня заработков своих коллег в развитых странах.
Благодаря сочетанию огромного рынка и низких затрат с гибкостью и амбициями Китай открывает перед инновационными компаниями всего мира шанс превратить свои идеи в коммерческие продукты намного быстрее и с наименьшими возможными затратами. Чем больше компаний это понимают, чем активней они переводят свои операции в Китай, тем больше самые разные рынки будут радикально меняться. А китайская модель инноваций со временем может стать глобальным стандартом.