В Приднестровской Молдавской Республике идет предвыборная кампания в парламент и районные советы. Основные кандидаты говорят о своей верности России, обвиняя оппонентов в обнищании населения непризнанной республики. Регион находится на грани экономического коллапса.
Выборы пройдут 29 ноября. Как и обычно, наблюдателей ждут из России и непризнанных государств бывшего СССР — Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии. Копируя российскую практику, Приднестровье проведет единый день голосования — одновременно будут избраны городские советы и Верховный совет непризнанной республики, главы поселковых администраций. Но, в отличие от России, в Приднестровье идет борьба за депутатские кресла, а не её имитация.
«Первая версия Новороссии»
Приднестровье — единственная в мире территория, на гербе которой сохранился советский серп и молот. В качестве государственных праздников Приднестровья уживаются 7 ноября (день Октябрьской революции 1917 года) и православная Пасха. Все 25 лет существования непризнанной республики она находилась под доминирующим влиянием России, хотя в борьбе за её независимость участвовали и украинские националисты.
Приднестровье — узкая полоса земли между Молдовой и Украиной, на момент отделения от Молдовы там жили 700-800 тысяч человек, сейчас, по разным оценкам, 350-500 тысяч. Из региона очень высока миграция из-за низкого уровня жизни.
Некоторые права защищены. Треть населения в приднестровской республике — русские, треть — украинцы и треть — молдаване. Когда Приднестровье отделялось от Молдовы 25 лет назад, русское и украинское население опасалось, что Молдова присоединится к Румынии. За 25 лет этого так и не произошло. Армия Приднестровья гораздо мощнее армии Молдовы, хотя Молдова в десять раз больше Приднестровья по территории, и примерно во столько же раз — по численности населения.
В Приднестровье осталась большая часть молдавской промышленности советских времен. В том числе «Тиротекс», второй по размеру текстильный комбинат в Европе, и Молдавская гидроэлектростанция — обеспечивающая половину потребностей Молдовы в электроэнергии и оформленная в российскую собственность. Приднестровские футбольные клубы играют в чемпионате Молдовы, тираспольский «Шериф» — тринадцатикратный чемпион Молдовы.
Главным символом республики является русский полководец Александр Суворов, считающийся основателем Тирасполя, столицы Приднестровья. Он изображен на приднестровских деньгах. Единственная историческая личность — к тому же, связанная с Россией — занимавшаяся развитием края.
Все 25 лет существования Приднестровской республики её власти говорили о стремлении присоединиться к России, но главное тому препятствие — отсутствие общей границы, Приднестровье со всех сторон окружают Молдова и Украина.
В прошлом году было много опасений, что «план создания Новороссии» на самом деле включает отделение от Украины такого количества территории, чтобы Приднестровье оказалось на границе с Россией. Ходили слухи, что Украина может быть атакована из Приднестровья — в непризнанной республике находится небольшой российский миротворческий контингент и огромные склады оружия ещё с советских времен — им можно было бы вооружить пророссийских боевиков. Оружейные склады в приднестровском селе Колбасном таких размеров, что по их подземным коммуникациям могут ездить грузовики. Власти Приднестровья наоборот, распускали слухи о возможной агрессии Украины или Молдовы. Ничего из этого не оправдалось.
Российскую помощь Приднестровью координирует Дмитрий Рогозин, вице-премьер, занимающийся оборонным комплексом и известный своими националистическими взглядами. Получая широкую экономическую поддержку со стороны России и возможность бесплатно пользоваться российским газом, Приднестровье с Россией практически никак не связано экономически: большая часть экспорта непризнанного государства идет в Евросоюз.
В Приднестровье происходит много нехарактерного для Европы. Министр иностранных дел Нина Штански в сентябре подала в отставку, ибо вышла замуж за президента страны, Евгения Шевчука. Начав заниматься политикой в Приднестровье, можно успешно продолжить свою карьеру в России. В российской Госдуме сейчас два депутата из Приднестровья — Алена Аршинова («Единая Россия») и Роман Худяков (ЛДПР). В приднестровском парламенте только одна фракция — партии «Обновление», практически все крупнейшие предприятия непризнанной республики сконцентрированы в холдинге «Шериф».
Грозную славу имеет Комитет государственной безопасности (КГБ) Приднестровья. По оценке оппозиционного публициста Сергея Ильченко, побывавшего в приднестровской тюрьме и вынужденного переселиться в Молдову, в Приднестровье около сотни политзаключенных, а также несколько сотен приднестровцев — политэмигранты, вынужденные бежать от КГБ.
Периодически блокируются оппозиционные порталы и группы в соцсетях. По оценкам политэмигранта Олега Хвощевского, возглавляющего Союз приднестровцев Украины, в непризнанной республике чудовищное количество силовиков: девять на каждые сто гражданских.
К нынешним протестам в Кишеневе в Приднестровье относятся с опаской: людей пугают румынские флаги на демонстрациях.
Земля стариков
За 25 постсоветских лет население региона уменьшилось примерно вдвое, уезжали основном молодые и предприимчивые. До половины нынешних жителей Приднестровья — пенсионеры и люди предпенсионного возраста. Недавно на российские деньги в республике было открыто несколько новых детских садов. В соцсетях это событие встречали шутками: лучше бы Москва дала денег на новые морги.
Заметная часть населения работает не в частном бизнесе, а на государство. Учитывая тяжелую экономическую ситуацию в России, Кремль не перечислил Тирасполю в начале года 100 миллионов долларов на решение социальных проблем, как просило руководство Приднестровья. Потому в 2015 году бюджетникам и пенсионерам Приднестровья платят только 70% и без того низких зарплат и пенсий. Остальное считается долгом непризнанного государства перед своими гражданами.
Некоторые права защищены. С января 2016 года вступают в силу новые правила торговли между Молдовой и Евросоюзом. Руководству Приднестровья не удалось договориться об участии в разработке соглашения о зоне свободной торговли Молдавии с Евросоюзом, так что с 1 января 2016 года для Приднестровья перестанут действовать торговые преференции, вследствие чего Приднестровью предстоит либо внедрить на своей территории соглашение об ассоциации и свободной торговле Молдавии с Евросоюзом, либо практически лишиться европейского рынка для сбыта своей продукции.
Закрытие европейского рынка будет серьезнейшим ударом по экономике республики, внедрение соглашения о свободной торговле Молдавии и Евросоюза в Тирасполе воспринимают как перспективу экономического подчинения Кишиневу и Брюсселю. К выборам Приднестровье подошло на грани экономического краха.
Власть против монополиста
Основная борьба за контроль над приднестровским парламентом разворачивается между холдингом «Шериф» и командой президента Евгения Шевчука.
Холдинг «Шериф» появился в 1993 году, его связывают с бывшим президентом Приднестровья Игорем Смирновым, правившим с 1991 по 2011 годы, собственниками холдинга являются выходцы из местной милиции. В холдинге трудится до 20% всех наемных работников непризнанной республики. «Шериф» объединяет текстильный гигант «Тиротекс», коньячный завод «Квинт» — также одно из крупнейших и наиболее рентабельных предприятий региона — другие заводы, хлебокомбинаты, осетровый комплекс, автозаправки, нефтебазу, сеть супермаркетов, оператора мобильной связи и интернета, банк, футбольный клуб «Шериф» и др. Партия «Обновление» — единственная, обладающая своей фракцией парламенте (18 депутатов из 43), также считается лоббистом интересов «Шерифа».
Молодо выглядящий нынешний президент Приднестровья, 47-летний Евгений Шевчук начал карьеру как милиционер, специализировавшийся на налоговых преступлениях в непризнанной республике, затем перешел в «Шериф» и достиг поста замдиректора холдинга, стал депутатом приднестровского парламента. В 2011 году был избран вторым президентом в истории Приднестровья вопреки воле как московских кураторов непризнанной республики, так и «Шерифа».
С Москвой Шевчук быстро наладил отношения, а с «Шерифом» противостояние продолжается. Если у противников Шевчука есть партия «Обновление», то президентской партии нет до сих пор. Были две попытки создать таковую — Трудовую партию Приднестровья и партию «Возрождение» .
Но на выборы 29 ноября соратники Шевчука идут в качестве самовыдвиженцев. Лояльна Шевчуку и компартия Приднестровья, являющаяся филиалом российской КПРФ, но влияние её невелико — в нынешнем парламенте непризнанной республике у неё только один депутат.
Шевчук считается бенефициаром некоторых предприятий, не входящих в «Шериф», также ему верны правоохранительные органы: МВД, КГБ, президентская служба безопасности.
И команда Шевчука, и «Обновление» декларируют в качестве своих целей партнерство с Россией и международное признание региона независимым государством. «Обновление» обвиняет президента в некомпетентных управленческих решениях и коррумпированности, президент обвиняет холдинг «Шериф» в том, что он не доплачивает налоги — и это, по версии Шевчука, является причиной снижения уровня жизни в Приднестровье.
Агитационные брошюры против «Шерифа» в Приднестровье распространяется официально — в госучреждениях. В конце лета в ряде российских СМИ появились явно заказные материалы против «Шерифа».
Несмотря на то, что приднестровский избирком всегда был «младшим братом» печально известного московского Центризбиркома, за 25 лет существования непризнанной республики выборы в ней проводились достаточно конкурентно. Возможно, на этот раз власти попытаются нарушить эту демократическую традицию.
Летом власти пытались (правда, неудачно) выселить приднестровский избирком из здания, которое он занимал более 20 лет — что, конечно, навредило подготовке выборов.
«Избирательная компания начинается при небывалом административном давлении на избирательные комиссии, на работников бюджетной сферы, и это неудивительно, грядущие выборы хоть и имеют своей целью сформировать представительные органы власти и органы местного самоуправления республики, но по факту станут своеобразным референдумом о доверии курсу, избранному Шевчуком для Приднестровья», — говорит депутат Олег Василатий, ведущий спикер партии «Обновление».
Главред оппозиционного сайта Dniester.ru Роман Коноплев считает, что пока у Шевчука больше шансов победить «Обновления».
«„Обновление“ формировалось в благоприятных условиях, как „партия власти“. На её открытии выступал Игорь Смирнов (бывший президент — прим.). Её задумывали как некий аналог „Единой России“, для поддержания политической стабильности. Такого рода проекты вряд ли приспособлены играть роль борцов за власть, лидеров оппозиции. Это, скорее, элемент гардероба, вроде дорогой сумки или запонок. Там сидят перепуганные клерки, у которых кошельки набиты деньгами непонятного происхождения, а за спиной стоят строгие люди из КГБ. Малейшее движение, лишнее слово — и тюрьма. Поэтому я сомневаюсь в их возможностях. Если же вдруг эти люди каким-то образом сменят Шевчука на выходца из своих рядов, это будет благом, как и любые перемены сегодня», — говорит Коноплев.
Лидер Союза приднестровцев Украины Олег Хвощевский вынужден жить в Одесской области, граничащей с его родиной, но старается продолжать влиять на ситуацию там. Он является сторонником сохранения независимости Приднестровской Молдавской Республики, но считает необходимым её интеграцию в Евросоюз, а не ориентацию на Кремль.
Хвощевский рассказывает, что людей с такими взглядами в Приднестровье пока меньшинство, своей партии у них нет, но несколько человек выдвинулись в депутаты разных уровней на ноябрьских выборах. По его словам, целью проевропейски ориентированных приднестровцев сейчас является получить трибуну для своей пропаганды в парламенте.