Никакие новые стены и заграждения, которые воздвигли на своих границах некоторые страны ЕС, не тормозят поток беженцев, стремящихся в вожделенную Европу, прежде всего в Германию.
В настоящее время «новый маршрут» проходит через Словению, куда в течение минувшей недели въехало более 60 тысяч мигрантов. Как заявляют в местном МВД, все приграничные лагеря для приема беженцев переполнены, правоохранительные органы работают на пределе своих возможностей, а власти вынуждены были отказаться от своего намерения пускать в Словению только по 2,5 тысячи человек в день. При этом фактически никакой координации между отдельными странами ЕС в вопросе транзита беженцев в настоящее время не существует. Складывается впечатление, что каждая страна стремится как можно быстрее избавиться от непрошеных гостей, переправляя их по цепочке соседям. Ведь большинство беженцев не скрывает, что целью их одиссеи является Федеративная Республика.
Понятно, что в таких рамочных условиях все больше ведущих европейских политиков говорят не только о »малом уровне» солидарности внутри ЕС, но и заявляют о конкретной угрозе для целостности всего европейского сообщества. Очередную попытку взять ситуацию под контроль и положить конец хаосу предприняли в минувшее воскресенье, 25 октября, главы ЕС на внеочередном саммите в Брюсселе. На эту встречу были приглашены и руководители балканских государств, которые грозят закрыть свои границы для мигрантов, в том случае если Германия и Австрия перестанут принимать беженцев.
В ходе ожесточенных многочасовых дебатов был все же одобрен план действий, состоящий из 17 пунктов. Самое главное, удалось договориться о постоянном обмене информацией о ситуации с беженцами на местах и о координации действий друг с другом. «Мы будет препятствовать передвижению беженцев или мигрантов к границам другой страны региона. Политика передачи беженцев без информирования соседней страны является неприемлемой», — говорится в итоговом документе. Кроме того, в Брюсселе достигнута договоренность о создании дополнительно 100 тысяч мест в центрах по приему беженцев на протяжении «балканского маршрута». Средства для этого будут выделены Европейским инвестиционным банком, Европейским банком реконструкции и развития, а также Банком развития Совета Европы. Отвечать за эту работу будет Комитет ООН по делам беженцев.
В Брюсселе постановили в течение недели направить около 400 полицейских в Словению для обеспечения контроля миграционных потоков и охраны границ. При этом будут назначены специальные чиновники, которые передавали бы информацию о числе мигрантов руководству других стран. Кроме того, европейские агентства по делам беженцев начнут более активно действовать на местах, в частности, Frontex будет помогать Греции регистрировать беженцев. Одновременно ЕС «немедленно усиливает контроль» своих внешних границ. В связи с этим, как говорится в итоговом документе, Брюссель будет тесно работать с Турцией для реализации принятого на предыдущей встрече глав государств и правительств «Плана действий по миграции».
По инициативе немецкой стороны принято решение о скорейшем подписании соглашения ЕС о реадмиссии (т.е. о приеме государства обратно на свою территорию своих граждан) с Афганистаном, Пакистаном и Бангладеш.
Примечательно при этом, что Евросоюз подтвердил свою готовность «принимать беженцев и обеспечивать им будущее». Так, верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш (António Guterres) заявил, что стратегической целью ЕС должно стать создание системы прямой отправки самолетами беженцев от места въезда в ЕС в европейские страны, где они смогут получить убежище, не идя пешком через все Балканы.
Несмотря на громкие заявления, прозвучавшие на мини-саммите в Брюсселе, результаты последней встречи лидеров европейских стран оцениваются достаточно сдержанно. Так, по мнению премьер-министра Хорватии Зорана Милановича, единственным решением миграционного кризиса может стать контроль над потоком беженцев на границе Турции и Греции, где мигранты проникают на территорию ЕС. Кстати, сама Ангела Меркель уже признала, что постановления саммита являются лишь «малым элементом» в решении кризиса с беженцами в целом.