Для некоторых государств улучшение своих позиций в рейтинге благоприятности ведения бизнеса Всемирного банка превратилось в национальный приоритет. Однако результаты таких исследований иногда весьма обманчивы.
Дело в том, что ежегодные рейтинги легкости ведения бизнеса и отношения к нему со стороны регулирующих органов основаны не на анализе самого бизнеса. Нет, там исследуются нормативные положения и регуляторные изменения. Очки ставятся за меры содействия бизнесу, а отнимаются за меры противодействия ему. На практике это означает составление рейтингов политики правительств без учета ее реального эффекта. Это рейтинги благих намерений власти, и именно поэтому многие политики столь безгранично верят в них.
Давайте вспомним премьер-министра Нарендру Моди (Narendra Modi), поставившего перед Индией цель войти к 2018 году в первую тридцатку (в 2015-м она заняла 130-е место по простоте ведения бизнеса). У президента Владимира Путина цели более амбициозные. Он хочет, чтобы Россия (№ 51) вошла в первую двадцатку. Диктатор Казахстана (№ 41) Нурсултан Назарбаев нацелился на то, чтобы его страна к 2020 году заняла место выше 35-го. А украинский министр экономики Айварас Абромавичюс заявил о своем желании поднять Украину (№ 83) в 2015 году на 25 ступенек, потому что «одна ступенька в рейтинге это 600 миллионов долларов дополнительных инвестиций».
Даже относительный успех становится достаточным основанием для открытия шампанского. Когда на этой неделе были опубликованы рейтинги за текущий год, кенийское правительство обнаружило, что его страна поднялась на 21 позицию до 108-го места. Вице-президент Уильям Руто (William Ruto) тут же назвал это достижение «историческим».
У России в этом году немало поводов для ликования. Она поднялась на 11 ступенек и заняла 51-е место, едва не достигнув цели, поставленной на 2015 год президентом Владимиром Путиным — позиция № 50. Если верить Всемирному банку, то в России сегодня заниматься бизнесом проще, чем, скажем, в Люксембурге (61-е место) или в Израиле (53-е место). Россия поднялась в рейтингах благодаря четырем новшествам. Она сократила сроки открытия банковских счетов для компаний и регистрации собственности, уменьшила налог на собственность и упростила процесс подключения к электроснабжению.
Это вряд ли можно назвать существенными улучшениями по сравнению с риском отъема собственности влиятельными и насквозь коррумпированными правоохранительными органами и чиновниками, а также с опасностями, возникшими из-за внешней агрессии Путина, спада в экономике и старения инфраструктуры. Не зря Heritage Foundation в своем последнем Индексе экономической свободы отвел России 143-е место из 152 стран.
Как России удалось столь высоко подняться в рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка? «В целом мы активно сотрудничаем со Всемирным банком, эта работа ведется постоянно», — похвастался Путину заместитель премьер-министра Игорь Шувалов, представляя улучшенные результаты России. Он не имел в виду ничего неуместного или предосудительного: подобно чиновникам из других стран, помощники Шувалова просто привлекли внимание составителей рейтинга ВБ к соответствующим мерам и решениям.
Недавно Мэри Холлворд-Дремье (Mary Hallward-Driemeier) из Всемирного банка и Лант Притчетт (Lant Pritchett) из Гарвардского университета сравнили данные из рейтингов ведения бизнеса с анализом предприятий из развивающихся стран и обнаружили, что деловую среду нельзя оценивать только на основании нормативно-правового климата. Например, бюрократические проблемы некоторых компаний решаются гораздо быстрее или медленнее, чем того требует закон — и предположительно это зависит от того, насколько хорошо они умеют подмазывать кого нужно. «На основании полученных сведений мы можем сказать, что совершенно неясно, как реформы, меняющие показатели ведения бизнеса, на самом деле влияют на инвестиционный климат, в котором живет большинство компаний», — написали эти экономисты.
Естественно, рейтинги ведения бизнеса нельзя назвать совершенно бесполезными. Несмотря на заявленную министром экономики цель, Украина за этот год поднялась в данном рейтинге всего на четыре места, и это показывает, что правительство не выполняет свои обещания по проведению реформ. Когда даже на бумаге мало что происходит, это не может не отразиться на рейтингах.
Но рейтинг ведения бизнеса не должен вознаграждать правительства за выборочные доработки правил, если эти правила реализуются произвольно и беспорядочно. Два года назад независимая комиссия призвала Всемирный банк не составлять больше совокупные рейтинги по странам, но оценивать принимаемые меры и осуществляемые действия в конкретных областях. Президент Всемирного банка Джим Ен Ким (Jim Yong Kim) отверг это предложение, заявив, что рейтинг является «частью успеха» в ведении бизнеса. Наверное, это хорошо, когда Всемирный банк составляет рейтинги, но чтобы эти рейтинги были правдивыми и весомыми, им нужны реальные данные от компаний.
Данная статья может не отражать точку зрения редакции, компании Bloomberg LP и ее владельцев.