Покер — американская игра, тогда как шахматы — скорее российский спорт. Однако сегодня чемпион мира по покеру — русский, а международный гроссмейстер — американец. Лидеры двух главных мировых держав играют в разные игры по разным правилам, что заметно осложняет восприятие происходящего в настоящий момент в Сирии и на международной арене.
Придя к власти в начале 2000-х годов, Владимир Путин активно пытается восстановить мощь России, которую (по крайней мере, по его мнению) «унижали» на протяжение всех 1990-х годов. Этот процесс опирается на возвращение к силовому противостоянию с США путем формирования все новых источников напряженности. Первым звонком стала Грузия летом 2008 года, а по возвращении к власти в 2012 году Владимир Путин перешел к фазе активных и решительных действий. Прежде всего это касается Украины: президент аннексировал Крым всего за несколько недель весной 2014 года, а затем способствовал формированию в Донбассе сепаратистского движения, которое сегодня парализует развитие страны.
Политика постоянных неожиданностей
Но разве случилось бы все это, если бы в августе 2013 года Барак Обама не отказался от карательных ударов по сирийскому режиму, который нарушил поставленную Вашингтоном «красную линию», использовав химическое оружие против собственного населения? Наверное, нет.
Таким образом появление России на сирийской сцене 30 сентября представляет собой одновременно следствие и иллюстрацию потери лидерства на Ближнем Востоке. С одной стороны, Владимир Путин стоит во главе угла, возвращает в седло протеже Башара Асада и задает тон в военной и дипломатической сфере. С другой стороны, Барак Обама в смятении при виде всех этих событий, не в состоянии пустить в ход силу и дискредитирован в глазах собственных союзников, Турции, Саудовской Аравии и даже Франции.
На самом деле все не так просто. Путинскую политику постоянных неожиданностей сопровождают тактические успехи. Но есть ли у него стратегия? Что насчет возвращения Крыма? Эта операция принесла ему огромную популярность среди российской общественности, однако она бесполезна с точки зрения стратегии (российский флот и так остался бы в Севастополе как минимум на 30 лет по подписанному в 2010 году соглашению) и стоит огромных денег (по разным оценкам, 20 миллиардов долларов). Кроме того, дестабилизация Украины повлекла за собой европейские и американские санкции, которые на фоне цен на нефть погрузили российскую экономику в глубокую рецессию.
Ближневосточный шериф
Нынешнее вмешательство в Сирии на пару с Ираном настраивает против России двух главных врагов режима Асада: Саудовскую Аравию и Турцию. Первая же является арбитром мировых цен на нефть, от которых сильнейшим образом зависит Россия. А вторая занимает центральное положение на пути газопровода «Южный поток», который должен пойти в обход Украины.
Наконец, взяв на себя роль ближневосточного шерифа (она приносит дивиденды в краткосрочной перспективе, но в будущем может выйти боком), Путин снимает с США тяжелое бремя, от которого Обама хочет избавиться еще со времен иракского и афганского фиаско. Нужна ли державность, если она вам не по карману? Путин восстановил престиж российской армии и дипломатии, но он оставит страну без богатств за исключением сырья, без прочного гражданского общества и институтов и с упадочной демографией. Главный козырь России — это способность создавать помехи. Покер — такая игра, где от участников требуется все больше повышать ставки...
Обама никогда не считал себя президентом мира, а только президентом США, в отличие от наивных академиков из Осло, которые поторопились вручить ему Нобелевскую премию мира. Он хладнокровен, расчетлив и бесчувственен. Сирийцам известно это не понаслышке: в 2013 году он цинично отказался передать им средства ПВО для защиты от разрушительных бочковых бомб, которые унесли жизни десятков тысяч человек (ему еще придется ответить за них перед историей).
У Обамы, быть может, нет выдающихся нравственных качеств, и он не рисуется, однако он, без сомнения, следует четкой стратегии. Она становится основой для не слишком зрелищной политики: минимизация или полный отказ от вмешательств, изменение соотношения сил, работа на долгосрочную перспективу. На Ближнем Востоке его восьмилетний мандат привел к двум главным следствиям: окончание нефтяной зависимости от Саудовской Аравии путем разработки сланцевых месторождений и подписание соглашения по иранской ядерной программе - к недовольству Израиля и (опять-таки) Саудовской Аравии.
Действуя таким образом, президент США дал ответ на главную проблему Америки после 11 сентября, которую Буш-младший полностью оттеснил в тень: как сократить зависимость от Саудовской Аравии, чтобы подтолкнуть ее к реформам и заставить отказаться от распространения экстремистской и кровавой идеологии?
Энергетическая революция позволила США перенаправить внимание на другие проблемы, в частности, на ту, что ставит Китай. Недостаток стратегии Обамы - в том, что его презрение к тактическим победам серьезно подорвало доверие к США на Ближнем Востоке, тогда как в международных отношениях восприятие играет не меньшую роль, чем реальные факты. Вторая слабость связана с тем, что его стратегические решения могут быть пересмотрены преемником в Белом доме, который он, в отличие от Путина, должен будет уступить в 2017 году. Для победы в шахматах нужно время.