Соединенные Штаты обсуждают вопрос о размещении дополнительных кораблей, сил и средств ВМС США в Европе, в то время как российский надводный и подводный флот активизирует свои действия, доводя их до такого уровня, какого мир не видел уже два десятка лет. Об этом сообщил новый начальник штаба ВМС США адмирал Джон Ричардсон (John Richardson).
Адмирал рассказал Financial Times, что ВМС США подвергают переоценке свою глобальную доктрину и оперативно-стратегические планы перед лицом российской активности, которая дает о себе знать от Черного и Средиземного морей до Тихого океана.
«Их подводные лодки и надводные корабли проявляют невиданную за последние 20 лет активность, — сказал Ричардсон в ходе интервью. — Как нам разместить свои силы и средства, чтобы сохранить необходимый баланс и соответствующие возможности?»
По словам адмирала Ричардсона, ВМС в настоящее время рассматривают вопрос о том, надо или нет наращивать свое присутствие в зоне Европы и в Тихом океане. «Эти обсуждения мы ведем в настоящее время», — сказал он.
Отчасти наращивание этой активности объясняется действиями русских в Сирии, но ее военно-морской флот также все активнее проявляет себя и в других районах, от восточного побережья США до Тихого океана. Главнокомандующий российским ВМФ адмирал Виктор Чирков недавно заявил, что с 2013 года патрулирование российского подводного флота выросло на 50%.
Американских военачальников особенно беспокоят признаки того, что российские подводные лодки ведут слежение за важными телекоммуникационными кабелями, проложенными по дну Атлантического океана. Адмирал Ричардсон назвал эту активность «очень тревожной».
«Такую связь очень трудно восстановить в любом другом канале, — сказал он. — Это угроза всей глобальной системе, информационным системам, которые связаны с благополучием, связаны с безопасностью».
Русские увеличили свою активность в момент, когда Соединенные Штаты проводят новые операции в Южно-Китайском море, противодействуя китайцам, которые действуют там очень напористо, создавая искусственные острова. Многие страны полагают, что это угрожает свободе судоходства в водах, через которые проходит 30% мирового товарооборота.
Адмирал Ричардсон сказал, что активность русских и китайцев подчеркивает необходимость соблюдения всеми странами правил поведения на море, чтобы ничто не угрожало мировой торговле и процветанию. Если Южно-Китайское море является главным торговым маршрутом, то еще 20% торговли осуществляется через Средиземное море.
По словам адмирала, «неопределенность мотивов» Китая и России усиливает опасения по поводу благополучия мировой системы, которая обеспечивает свободу судоходства и бесперебойность торговли. «Глобальная система снова нарушена, — сказал он. — Нынешняя модель - это равный доступ для всех. Не поставлена ли она под угрозу?»
Адмирал Ричардсон заявил, что президент Владимир Путин пытается вернуть российский военно-морской флот на мировую сцену, «дабы о нем говорили, дабы его считали серьезным игроком». Он отметил, что это долговременное явление.
Россия вкладывает большие средства в свои вооруженные силы после окончания холодной войны, причем даже в последние годы, несмотря на слабость своей экономики. Адмирал Ричардсон указал на то, что Россия недавно продемонстрировала высокое качество своего флота, проведя пуски крылатых ракет из района Каспийского моря по целям в Сирии. «Это значительные боевые возможности и важная демонстрация», — отметил он.
Россия активизирует действия своего военно-морского флота в период, когда и Китай тоже очень быстро развивает собственные военно-морские силы, бросая вызов США. За последние два года Пекин построил пять искусственных островов в Южно-Китайском море, чтобы было легче демонстрировать свои силы на тихоокеанском театре.
На этой неделе Китай заявил протест, когда американский военный корабль прошел возле одного такого искусственного острова, демонстрируя, что США не признают территориальные претензии Пекина.
Адмирал Ричардсон отметил, что Соединенные Штаты не выступили с возражениями, когда китайские корабли прошли недавно через американские территориальные воды вблизи Алеутских островов после совместных военно-морских учений с Россией. США заявляют, что Китай ставит под угрозу всю систему мировой морской торговли, которая за последние три десятилетия обеспечила мощный рост его экономики.
«Во многом они действуют в полном соответствии с нормами права и даже призывают к их соблюдению. Один из примеров тому — вклад китайцев в оперативную группировку для борьбы с пиратством. Они очень четко заявили, что имеют полную свободу судоходства вокруг Алеутских островов, — сказал адмирал Ричардсон. — Но это только в других районах, а не в Южно-Китайском море, где они, похоже, придерживаются иных позиций».
Напряженность в Южно-Китайском море сохраняется на высоком уровне, однако, как сказал Ричардсон, Соединенные Штаты также внимательно следят за островами Сенкаку. Это цепочка островов в Восточно-Китайском море, которые принадлежат Японии, но на которую претендует Китай, называя их Дяоюйдао. Там китайские корабли постоянно заходят в акваторию, которую Токио называет своими территориальными водами.
«Этому и дальше необходимо уделять пристальное внимание, — сказал адмирал Ричардсон. — Напряженность там сейчас не такая, как пару лет назад, но мы не намерены проявлять благодушие и отводить взоры от этой части нашей планеты».
Адмирал Ричардсон, назначенный на должность начальника штаба ВМС в сентябре, сказал, что американским флотам и их партнерам во всем мире чрезвычайно важно наладить максимально слаженное взаимодействие, особенно в тех областях, где ресурсы не ограничены, и где огромное значение приобретает обмен информацией посредством современных технологий.
Он указал на то, что пираты в районе Аденского залива больше не захватывают торговые суда, назвав это примером успешного военно-морского сотрудничества различных стран в XXI веке. Китай, например, принимает участие в патрулировании этих вод к востоку от Африки.
По словам Ричардсона, в ВМС сегодня намного серьезнее, чем несколько лет назад, относятся к кибернетическим угрозам. «Этот вопрос определенно стал намного важнее. Повысилось наше понимание существующих угроз и проблем. Мы имеем о них более глубокое представление, осознавая, насколько это важно».
Служивший прежде в подводном флоте адмирал Ричардсон постарался указать на то, что в отсутствии американского авианосца в зоне Персидского залива нет никакой опасности. Некоторые эксперты встревожены тем, что плановое двухмесячное отсутствие авианосца, который ушел на ремонт после более чем десятилетнего участия в американских войнах, может придать смелости Ирану.
«Здесь нет никаких послаблений. Вы увидите это, когда мы пройдем данный период времени. Вы увидите, что мы на самом деле наращиваем свое присутствие, — заявил адмирал Ричардсон. — И очень скоро мы забудем об этом отсутствии».