Большая группа российских туристов возвращалась на родину после прекрасно проведенного отпуска на солнечном побережье Красного моря — известного египетского курорта Шарм-эль-Шейх, который для многих россиян стал настоящей «туристической Меккой». Неожиданно на 23 минуте полета российский самолет А321 исчез с экрана радара. Спустя некоторое время обломки самолета нашли около населенного пункта Аль Хасна на севере Синайского полуострова. На борту находились 224 человека, среди них было более 20 детей. В результате падения никто не выжил.
Представители египетских и российских властей больше склоняются к двум причинам трагедии: техническая или, возможно, террористическая атака боевиков «Исламского государства».
Попробуем ответить на вопросы, которые возникли в связи с крупнейшей катастрофой в истории российской гражданской авиации.
1. Является ли воздушное пространство над Синайским полуостровом опасным для полетов воздушных судов?
Федеральное управление гражданской авиации, которое отвечает за регулированием полетов гражданской авиации в Соединенных Штатах, в марте 2015 года выступило с обращением, в котором предупредило об опасности полетов над Синаем на высотах ниже 26000 футов. Как отмечается в документе, это связано с тем, что «на меньших высотах воздушные суда могут стать объектами возможных атак зенитных средств экстремистских организаций».
Кроме того, в документе указывается, что джихадсты могут иметь на вооружении отдельные образцы зенитных средств, способные атаковать самолеты на больших высотах, во время взлета или посадки.
Заявление Федерального управления гражданской авиации США, к которому позднее присоединилось Европейское агентство по авиационной безопасности, было сделано в связи с усилением боевых действий джихадистов и египетских сил безопасности на Синайском полуострове.
Сразу же после катастрофы российского авиалайнера, в субботу, Air France и Luftansa объявили о прекращении полетов над Синайским полуостровом из соображений безопасности.
2. Боевики террористической организации «Исламское государство» утверждают в социальных сетях, что это они сбили самолет Airbus A321 российской авиакомпании Metrojet. Египет и Россия настаивают на технической причине крушения российского самолета. Имеет ли «Исламское государство» вооружение, способное уничтожать воздушные суда на высотах 30000 футов над уровнем моря?
Представители «Исламского государства» в субботу выступили с заявлением, в котором взяли ответственность на себя за сбитый российский авиалайнер. Теракт якобы стал ответной мерой за воздушные атаки российской авиации в Сирии.
«Русские, знайте, что ни вы, ни ваши союзники никогда не будут себя чувствовать в безопасности ни на земле, ни в небе мусульман. Ежедневная гибель десятков людей в Сирии в результате российских авиаударов не останется безнаказанной и принесет вам только бедствия. Вы убиваете нас, мы будет убивать вас», — говорится в заявлении джихадистов.
Подлинность данного заявления ставится под сомнение международными экспертами.
Мохтар Авад (Mojtar Awad), научный сотрудник Центра за американский прогресс, своеобразного «мозгового центра», базирующегося в Вашингтоне, заявил изданию, что непонятно, какими средствами ПВО джихадисты смогли сбить российский авиалайнер.
«Даже самый передовой переносной зенитно-ракетный комплекс не сможет уничтожить цель на таких высотах. Это можно сделать только во время взлета или посадки самолета. Мы располагаем достоверной информацией, что лайнер к моменту авиакатастрофы летел на высоте более девяти тысяч метров», — сказал эксперт.
3. Были и ранее такого рода прецеденты?
Боевики «Исламского государства» на территории Египта, которые поклялись на верность Абу Бакра аль-Багдади (Abu Bakr al Bagdadi), в январе 2014 года сбили египетский вертолет. В июле этого года ракетой, выпущенной с территории Сирии, был уничтожен египетский военный корабль, патрулировавший средиземноморское побережье. Однако в обоих случаях расстояние было намного меньше, чем до российского самолета.
За последние месяцы, отмечается усиление оперативной группировки джихадистов на Синайском полуострове. По мнению Мохтара Авада, особыми успехами они не могли похвастаться, поэтому вполне возможно, что решились пойти на откровенный обман, взяв ответственность за гибель А321 на себя.
Нечто подобное боевики ИГ пытались сделать в Ираке, когда завили о провале спецоперации американцев и курдов, а также распространили видео об освобождении заложников. В действительности это оказалось обманом.
4. Можете ли вы полностью исключить возможность теракта?
По мнению некоторых экспертов, нельзя полностью исключать такую возможность.
«Самолет летел на высоте 9500 метров, на 2000 футов ниже, чем Боинг 777 малайзийской авиакомпании, который был сбит на востоке Украине в прошлом году ракетой, запущенной с земли», — рассказал бывший пилот и эксперт по вопросам авиации Дэвид Лемонт (David Learmount).
По предварительной информации, добавляет он, Airbus A321 разрушился в воздухе, поэтому не следует исключать возможность теракта.
«Если взрывное устройство срабатывает на высоте в 10 тысяч метров, то самолет полностью разрушается из-за перепада давления», — пишет государственная газета Al Ahram со ссылкой на военного эксперта.
По его мнению, разрушение авиалайнера, возможно, произошло на более низкой высоте, которую от него потребовали какие-то третьи лица, вполне вероятно, что произошел взрыв одного из двигателей.
Следует отметить, что есть немало недостатков при проверке багажа в аэропортах Египта.
5. Сразу же после трагедии российская авиакомпания, выполнявшая рейс, попала в центр общественного внимания в России. В чем ее обвиняют?
Роковой чартерный рейс т KGL9268 из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург выполняла российская авиакомпании «Когалымавиа», которая в мае 2012 года произвела ребрендиг и получила новое название — Metrojet.
Сразу же после авиакатастрофы в социальных сетях появилось много нареканий в отношении авиакомпании. Многие из бывших пассажиров жаловались на ее работу, приводя такие вопиющие факты, как отсутствие ремней безопасностей на некоторых пассажирских местах.
Российские правоохранительные органы провели обыск в офисах компании и изъяли компьютеры и документы.
Российские СМИ сообщили, что Ространснадзор в марте 2014 года нашел немало недостатков в работе авиакомпании, которые впоследствии были устранены.
После трагедии в небе Синайского полуострова, следственный комитет России завел уголовные дела.
Следует напомнить, что самолеты «Когалымавиа» и ранее попадали в аварийные ситуации.
1 января 2011 года самолет Ту-154 «Когалымавиа», выполняя рейс Сургут — Москва, сгорел в аэропорту Сургута. В процессе руления на взлетно-посадочной полосе в хвосте самолета произошло возгорание, затем последовал взрыв топливного бака и пожар во всем фюзеляже. Во время аварии три человека погибли, около 40 получили тяжелые травмы.
По заявлению официальных лиц «Когалымавиа», самолет Airbus A321 был технически исправен, а командир воздушного судна имело налет часов более 12 тысяч.
6. Был ли на самом деле Airbus A321 в хорошем техническом состоянии?
Если исключить влияние человеческого фактора и возможность террористического акта, то остается технический сбой, который стал причиной трагедии.
По словам источников в международном аэропорту Шарм-эль-Шейх, которых цитирует российское информационное агентство «РИА Новости», экипаж жаловался на проблемы с двигателем самолета.
Источники утверждают, что «за последнюю неделю экипаж авиалайнера несколько раз запрашивал техническую помощь из-за проблем в двигателе».
Жена второго пилота Наталья Трухачева заявила российскому телеканалу НТВ, что ее муж жаловался на техническое состояние воздушного судна и говорил, что техническое состояние корабля оставляет желать лучшего.
Египетские чиновники ранее сообщили, что перед тем как авиалайнер исчез с экрана радаров, пилот сообщил о технической проблеме и просил разрешения на аварийную посадку в аэропорту Аль-Ариш на севере Синайского полуострова.
Разбившийся самолет был изготовлен в 1997 году и провел в воздухе 56000 часов и совершил 21000 рейсов.
7. Знаем ли мы точно, что стало причиной аварии?
Скорее всего, пока еще рано давать положительный ответ на этот вопрос. Следует признать, что египетские власти, имея хорошие отношения с Россией, действовали слаженно и четко.
Несмотря на запутанность и противоречивость первых заявлений, они оперативно сообщили о начале спасательной операции и проведении расследования. Вместе с тем они ограничили доступ журналистов к месту трагедии, сославшись на меры безопасности.
Нынешнее поведение египетских властей резко контрастирует с освещением событий, связанных с гибелью восьми мексиканских туристов и четырех египтян. Тогда информация была непрозрачной, и многое скрывалось. Туристическая группа из 22 человек приехала в Египет из Мексики и отправились в пустыню на барбекю. Военные приняли их за террористов и открыли огонь.
8. Как повлияет авиакатастрофа на египетский туризм?
«Мы очень обеспокоены последствиями авиакатастрофы для туристического бизнеса», — завил изданию пресс-секретарь министерства туризма Египта Раша Азизи (Rasha Azizi). Туризм является ключевым источником поступления доходов в иностранной валюте и важным сектором египетской экономики, который за последние пять испытывает затруднения из-за политической нестабильности.
Несмотря на нестабильность, многие россияне любят отдыхать на египетских курортах. Их привлекает низкая цена тура, круглогодичная солнечная погода и возможность поплавать в теплых водах Красного моря.
Согласно официальным данным, в прошлом году Египет посетили 9,9 миллиона иностранных туристов. Из них одна треть — россияне.
На следующей неделе Египет планировал в Лондоне начать новую рекламную кампанию. Однако ее пришлось отложить из-за крушения российского авиалайнера.