Ко мне пришли несколько испанских журналистов, чтобы поговорить о так называемом станке грязи. Они полагали, что это выражение было им понятно, но у них не употреблялось. Когда же они представили мне несколько примеров, я подумал, что их понимание, если не ошибочное, то слишком широкое. Они показали мне яркий пример работы журналистов с Варуфакисом, которого представили под руку с женой, элегантно одетым, в роскошном на вид доме, а затем за столом, сервированным различными яствами. Инсинуация была очевидной: вот как живет представитель левых.
Однако если посмотреть внимательно, дом не был дворцом, учитывая, что Варуфакис работал профессором в Америке и потому никогда не был бедняком; стол был полон различных блюд, типичных для греческой кухни — зелень, сыры, но на нем не было чаш с икрой, омаров, куропаток или кур на вертеле. Одним словом, речь шла о злонамеренной инсинуации, как в том случае, когда итальянская пресса левого толка запечатлела представителя Христианско-демократической партии Италии в момент, когда тот во время ужина отправлял в рот большую вилку со спагетти, и этот вполне обычный жест вызвал спор о «хапугах» в партии. В общем, тем хуже для Варуфакиса, что из-за тщеславия он оказался участником этой постановки, но это была лишь маленькая пакость, а не грязь.
Думаю, что о станке грязи можно было бы говорить в том случае, когда появились намеки на гомосексуализм директора католической газеты. Эта инсинуация вызвала бы смех, если бы речь шла о директоре газеты Unita, но в религиозной среде это конечно имело последствия.
Итак, идет ли речь о станке грязи, когда кого-то обвиняют в делах, к которым он не имеет отношения? Я бы сказал, что итальянская техника гораздо тоньше; обвинить кого-то в насилии над шестнадцатилетней племянницей, а затем узнать, что это неправда, от этого мало пользы. Но написать, что кого-то видели в кино с шестнадцатилетней племянницей — совсем другое дело, особенно, если это правда; конечно, нет ничего дурного в том, чтобы сводить свою племянницу в кино, но сам поступок может оставить в умах многих людей следы подозрения. Почему именно с племянницей, почему именно в кино, какой фильм они смотрели, может, он был весьма нескромный?
Вы помните историю с судьей, которого заметили в саду на скамейке, он курил одну сигарету за другой, а на ногах у него были, если я не ошибаюсь, бирюзовые носки? Он не делал ничего плохого, но мог бы сойти за бездельника, ведь в данный момент должен был бы находиться в офисе и разбирать кипы документов, еще и одет, как дитя цветов; может, дома он вообще курит марихуану. Вот настоящая техника станка грязи: показать что-то полностью соответствующее правде, но со лживым подтекстом, и кто хочет его понять, тот поймет.
Поговорим теперь об опухоли в мозге папы Франциска. Стало бы сенсационным сообщением, если бы папа заболел циррозом печени, конской стопой или даже если бы, боже упаси, у него обнаружили доброкачественная опухоль печени? Уверен, что нет. Потому что такая новость вызвала бы волну симпатии и каждое слово, произнесенное папой, пусть и с постели больного, приобрело бы большой вес и воспринималось бы с волнением. В случае же опухоли мозга все меняется. Какой центр мозга поврежден? Не смогут ли его слова приписать завтра изменениям в головном мозге?
Или же, как и кажется, новость ложная, и если ее распространяют, выдав доверчивому журналисту за правду, все это очень похоже на станок грязи. Еще хуже, если это правда, и раз ее распространили, значит с сегодняшнего дня и в будущем каждое слово, произнесенное папой, будет ненадежным.
Действительно, мастерский ход. Возможно, следовало сказать испанцам, что только мы, итальянцы, способны создавать настоящие станки грязи.