Космодром Восточный на границе с Китаем должен был стать одной из самых масштабных строек времен Путина, опередив даже Олимпиаду и саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке. Цель строительства Восточного — получить полный суверенитет в космической отрасли и не зависеть от Казахстана, бывшей союзной республики, где расположен построенный еще в 50-ые годы космодром Байконур.
На затерянном в среднеазиатских степях Байконуре действует российское право и налоговая система, больше половины жителей — россияне, чаще всего военные и члены их семей. Для местных машин в России даже учрежден собственный автомобильный номер. Однако несмотря на то, что РФ и Казахстан входят в Таможенный союз, а управляющий с 1991 года страной президент Нурсултан Назарбаев всегда называл себя другом Москвы, Байконур остается камнем преткновения. Каждый аварийный сброс горючего оборачивается обсуждением того, что пора поднять цену за аренду земли, что крайне тревожит российских политиков, чувствующих себя здесь неуверенно. Каждый год Россия отдает за Байконур 6 млрд рублей, из полсуммы — это аренда.
В начале нулевых стараниями дальневосточных губернаторов президент Владимир Путин обратил внимание на Тихоокеанский регион, малозаселенную часть России, которая граничит с многомиллионными развивающимися провинциями Китая. Будущий космодром строят на базе расформированной дивизии ракетных войск стратегического назначения. Он всего лишь на 6 градусов севернее Байконура, недалеко проходит трасса Чита — Хабаровск и Транссибирская магистраль. Задача Восточного — не просто развязать руки космической отрасли, но и развить регионы, на который федеральный центр традиционно мало обращает внимание.
В частности, именно этим объясняется строительство нового города в таежных лесах в 80 км от реки Амур, за которой уже виднеется Китай. По этому поводу член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш с иронией замечает: «Мы со вкусом говорим, что когда построим Восточный, то заберем ключи от своей космической программы из кармана Казахстана, но на самом деле эти ключи мы положим в другой карман — китайский». Новое поселение названо в честь пионера космоса царских времен Константина Циолковского, его планирует сделать крупным наукоградом, куда по замыслу авторов проекта должны приезжать молодые специалисты. По плану через 15 лет здесь должно жить 30 тысяч человек.
Новую столицу российской космонавтики создают на базе закрытого поселка Углегорск, стройка века все больше обрастает скандалами. Начавшееся еще в 2010 году строительство выбивается из графика. Еще в 2013 вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за космическую отрасль, заявил о невыполнении плана работ и недостаточном количестве рабочих. Сегодня на строительство потрачено свыше 173 млрд рублей, а сам проект оценен уже в 492 млрд. По словам аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова по отдельным объектам сметная стоимость превышена на 45%, а цена создания инфраструктуры завышена на 13 миллиардов рублей. То, что Восточный запустят не в 2015 году — уже факт.
На это накладываются массовые голодовки и забастовки строителей, которым субподрядчики перестали платить. Положение пытался спасти лично Путин в ручном режиме. В середине апреля к нему обратились бастующие, написав на крыше собственных бытовок «Спаси рабочих». В итоге работников сначала объявили пьяницами, которые пропили аванс, но затем всем бастовавшим выдали долги, а у чиновников полетели головы — это один из немногих случаев успешной борьбы рабочих. Ранее такими успехами могли похвастаться только служащие автомобильных заводов иностранных компаний в Калуге и Ленинградской области.
«Условия для проживания никакие»
Впрочем, несмотря на заверения руководства опрошенные работники говорят, что далеко не все получили свои деньги и советуют коллегам держаться подальше от Восточного. Например, на специализированном сайте «Справочник предприятий Москвы и Московской области», где обмениваются мнениями о работодателях, о компании «Спецстрой», одном из субподрячиков космодрома, из 58 отзывов только один позитивный.
«Условия для проживания никакие, очереди начиная от туалета до столовой, нет горячей воды, — пишет Петр. — Рабочую одежду не выдают теплую, кто в чем может работает, чтобы не замерзнуть, медпункта нет, бешеные деньги за билеты не возвращают. Люди сидят неделями ждут свою зарплату».
«Проработав с февраля до конца мая, слышал только обещания, что заработные платы будут, а в итоге ничего не происходило. Люди приезжают с Приморского края, чтобы заработать денег, а в итоге уезжают ни с чем, сплошной обман. Комиссии приезжают, но толка никакого, смешно», — в свою очередь рассказывает Александр.
«Если ты любишь негатив. Тебе нравится получать маленькую зарплату. Ты мечтаешь работать по выходным бесплатно, без отгулов. Добро пожаловать в Спецстрой России!», — пишет другой комментатор. «В Спецстрое не лучшие времена, верхушка сменилась и пока они не наворуются, простым работягам делать тут нечего! Остается ждать или бежать! А куда? Тут хоть копейки да платят, везде кризис и лично я никуда пока не ухожу!», — вторит пользователь Mailo.
Однако, несмотря на поток негативных отличников в комментариях люди в условиях западных санкций и последовавшего кризиса спрашивают как попасть на престижный объект. С начала года объем строительства, особенно жилой недвижимости, значительно сократился, следовательно неспециализированным рабочим так или иначе нужно найти трудоустройство — хоть и на Дальнем Востоке.
«Мы регулярно выходили на «марш готовности»
Приезжайте на «Всероссийскую студенческую стройку» — гласят университетские странички в социальных сетях. После проблем с выплатами денег власти решили призвать на «Восточный» студенческий резерв из закончивших на три летних месяца учебу. Формат студенческих строек был крайне популярен в Советском союзе — после сессии тысячи студентов срывались на строительство промышленных объектов в отдаленных частях страны.
Несколько поколений советских граждан воспитано на подобных традициях — собственная униформа, вечерние песни под гитару, поездная романтика. Теперь Россия пытается реанимировать эти идеи вновь. «Каждый новичок должен пройти посвящение, — сообщает сообщество „Студстройка“ — Отряд „Амуровцы“ не стал исключением! Парни проверили себя на смелость и добыли отрядные деньги как символ большой зарплаты». Они идут тем же путем, что шли те, кто строил крайне проблематичную по созданию Байкало-Амурскую магистраль, или пытался вырастить зерно на бескрайних полях казахской целины.
Студенческий стройотряд. Фотография: ВК группа "Студенческие строительные отряды Иркутской области«На космодроме на время летних каникул привлекали полторы тысячи студентов — агитировали не только жителей соседних областей, приезжали люди даже из Казани и Курска. Зачем молодежь едет на стройку, рассказал Николай Петров, председатель иркутского отделения стройотрядов.
«Наши ребята — всего 50 человек — приступили 26 июня. Их задействовали на общестроительных работах, есть и специалисты — бетонщики, штукатуры. В Сочи и „Восточном“ в том году зарплата была 30 тысяч. Такого случая, что не заплатят, не будет — знаю, что все проблемы уже закрыты, а недобросовестные компании отстранены. Студенты в первую очередь едут не ради длинного рубля, а из-за романтики, которой известны всероссийские стройки. Ведь представлены более 10 регионов — чувствуется соревновательный дух. Идет сильная комиссарская работа — ребята хотят выиграть конкурсы, типа „лучших комнат“ или „лучшего оформления красного уголка“. Это ведь признание, почет для любого отряда. Вечером спортивные состязания или творческие вечера. Мы регулярно выходили на „марши готовности“, чтобы показать руководству свою готовность. Если бойцы сделают двойную норму, бывало, что не успевали завозить новые материалы, то будет опережение! Я оптимистом воспитан, уверен, что ребята вложатся в строительство всероссийского масштаба, значит раньше сдадим космодром»
Риторика Петрова почти ни чем не отличается от речей приезжавших на стройки политических комиссаров. Он также апеллирует к всесоюзным масштабам, конкуренции отрядов наподобие социалистических соревнований и конкурсам за лучший «красный уголок», место, где в советское время висели награды отряда, стихотворения во славу партии и коллективные обещания сделать все в срок.
В отличие от студентов, 44-летний житель Владивостока Сергей Иваний в строительстве давно, и кажется, что у него прививка на все советское. Сергей переживает за непризнанные республики на Юго-Востоке Украины, а в нерабочее время дефилирует в белогвардейской форме времен Гражданской войны начала прошлого века. На стартовой площадке космодрома он трудился мастером в 2014 год, но решил уехать на более стабильную работу:
«Мне работа, конечно, нравилась — федеральная стройка, новые горизонты для профессионального роста. Но были и сильные недочеты — централизованная кухня отсутствовала, приходилось за свои нанимать местную женщину готовить, к тому же ужасные морозы до 60 градусов. Ну и на всю стройку ни одного врача — только один фельдшер. Говорят, сейчас все еще только хуже.
Я ведь прежде работал на строительстве знаменитого Золотого моста во Владивостоке в рамках АТЭС, мне есть с чем сравнить. Главная проблема космодрома — катастрофически мало профессионалов с квалификационными разрядами. Здесь же специальное строительство — высокие марки бетона, огромные габариты, арматуры, которые по 10 человек тащат. При этом командиров строительства подбирают из военных пенсионеров. К примеру, начальник участка — майор-артиллерист, а прораб — капитан-лейтенант, штурман дальнего плавания. Мастер общестроительных работ — прапорщик-пограничник. Ну откуда они что-то могут узнать в строительстве? Компания „Спецстрой“ — это изначально дублёр стройбата. Стройбат упразднили, и со „Спецстроя“ погоны сняли.
Скажу по своему опыту: строительство всегда делится на две половины, когда есть деньги и когда они кончаются. Сейчас на космодроме вторая фаза. Теперь по телевизору отвлекают от проблемы: говорят, что все пьяницы, но мужики после 12 часов работы выпивали не больше двух стопок, просто передохнуть перед новой сменой. И сейчас, и тогда основная массовка на космодроме — деревенщина, первый раз приехавшая на стройку. Они с окрестных областей — рады, что хоть какая-то работа появилась. Но и они уволились — даже при мне текучка была до 90%, это ведь каторжные условия. Тогда, правда, хоть платили вовремя, задержки максимум — неделю. Теперь же туда едут только совсем отчаявшиеся».
«Кидалово было всегда»
Еще в сентября 2014 стало известно, что число рабочих, занятых на стройке, составляло только 6 тысяч человек вместо требуемых 15 тысяч. 26-летний сварщик Эдуард Савинский с иронией относится к идее студенческого призыва. При этом согласно докладу Роскосмоса готовность технических объектов первой очереди составила только 71%.
Житель Забайкальского края утверждает, что вопреки ожиданиям поездка не оказалась денежной. Его история не отличается оригинальностью — из полутора десяток опрошенных все утверждают, что до сих пор не получили причитающиеся суммы:
«Да там ведь адски тяжелые усилия — какие там студенты. Да и работа не из тех, что в деньгах купаться. Мне обещали 60 тысяч рублей, а я за январь только в марте получил, а за декабрь кормят завтраками. Звоню в понедельник — просят перезвонить в пятницу, потом повторяется. Деньги увидели лишь те, кто был наиболее решительным — например, на крыше выложил послание Путину. Это, кстати, ребята из моего отряда. И то выплачивать начали, когда у руководства наручники защелкнулись. Я отработал на этой стройке три вахты, ну в общей сложности девять месяцев и окончательный расчет так и не получил, так как уехал раньше. Таких, как я, работяг без расчета, можно насчитать несколько тысяч.
Это же стройка века, государственное предприятие, все едут за большими деньгами. По деревням ездят мужички — ищут людей, потом кидают, работяги возвращаются, мужички ищут новых. Кидалово было всегда: дагестанец знакомый водителем работал, так он в ноябре 2014 года за май не получил — все боялся уехать, иначе не видать денег. Сейчас всех называют алкоголиками, ввели вот сухой закон, но мужики в России они и в Африке мужики. Да, в выходные съездили-выпили, но проблемы такой не стояло — сейчас вот придумали, чтоб отвлечь общественное внимание».
«Будет запущен несмотря ни на что»
Пожелавшие остаться анонимными рабочие говорят, что смогли получить деньги лишь после неоднократных заявлений в ФСБ. Их договоры оказались липовыми — в итоге компании отказались платить. Не повезло с договором и 19-летнему Тимуру Киму из Уссурийска:
«Я проработал стропальщиком на космодроме в составе компании „Строймонолит-14“, всего несколько месяцев — с июня по декабрь. На стройку людей набирали отовсюду: кто по объявлению, кому друзья посоветовали, кто от кредиторов подальше прячется. Нас, когда Путин прилетел на комплекс, в вагончиках позакрывали. Такое отношение, такие задержки по оплате ведь всегда были. Например, у нашей бригады не было трудовых договоров с самого начала. Нам говорили: „Договора будут, подождите немного!“. И такие разговоры соответственно каждый день. Меня позвал знакомый — дома-то нет работы, средняя зарплата у нас не больше 15 тысяч. Вот только я за полгода работы тут получил 40 тысяч рублей. Сначала мы с другом хоть на что-то надеялись, хоть проезд отбить бы.
Когда к бухгалтеру пришел узнавать, что с зарплатой, то мне ответили: „Я этим не занимаюсь, я просто выдаю деньги, все вопросы к начальнику участка“. Тот тоже молчок, в итоге добился двух тысяч на поезд. Кому-то повезло больше. Например, параллельной бригаде выплатили за два месяца 40 тысяч, хотя за один месяц обещали по 80. Никто не думал, что на государственном объекте может произойти. Я же, когда уезжал, то оставил начальнику реквизиты карты. Он пообещал в течение месяца перечислить. И полетели дни, затем недели».
9 мая в 70-летний День Победы над Германией вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что уже в декабре 2015 проект будет завершен. Тогда он положительно оценил качество нового российского танка «Армата», который, к слову сказать, аварийно остановился чуть ранее на репетиции парада победы. Член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш считает, что власть покажет всеми силами, что новый космодром — это «символ укрепления России в мировой космонавтике, который будет запущен несмотря ни на что — несмотря ни на колоссальные злоупотребления, ни на беспредельную коррупцию».
Согласно сообщению на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, прокуроры региона помогли с начала года выплатить строителям космодрома «Восточный» долги по зарплате в размере 704 миллионов рублей: «Благодаря проведенным прокурорами мероприятиям удалось погасить задолженность по оплате труда более чем 10 тысяч работников 21 организации, принимающих участие в строительстве объектов космодрома Восточный на территории Амурской области, в размере 704 миллионов рублей», — отмечается на сайте прокуратуры.
Есть ли еще долги по зарплате перед строителями космодрома, прокуратура не уточняет. Также в сообщении отмечается, что с января по октябрь вмешательство прокуроров также помогло вернуть заработанные деньги сотрудникам других предприятий Хабаровского края, Амурской области, Республики Саха (Якутия) и Приморского края на общую сумму около 167,6 млн руб.
Я поговорил с рабочими из статьи — деньги не пришли. Изменилось только, что теперь Восточный запустить обещали весной.