По демографическим прогнозам, ислам станет первой мировой религией примерно к 2070 году, тогда как Францию в первую очередь ждет значительное увеличение числа тех, кто не относит себя ни к одной из конфессий.
«XXI век будет веком религии или его не будет вообще». Знаменитая фраза Андре Мальро, которую, как мантру твердят из поколения в поколение, действительно кажется оправданной на фоне нынешнего оглушительного подъема религий. Триумф современности, казалось бы, должен был заставить их отступить, но они только ширятся. К середине этого века мусульмане должны сравняться по своему числу с христианами, а затем и обойти их. Однако перед тем как переходить к этому вопросу, следует рассмотреть существующую в настоящий момент динамику.
На демографические прогнозы об увеличении населения мира накладываются прогнозы роста числа верующих. Сложно сказать действительно ли это число относится к активным верующим или же просто включает в себя людей, относящихся к определенной религиозной традиции. Подъем духовности компенсирует упадок некоторых догм. В других условиях превалирует утверждение фундаментализма. В любом случае геополитика конфессий явно ведет к расширению роли ислама в мире и отводит весьма оригинальное место для Франции.
Статистика
Религиозная статистика зачастую напоминает акробатику. На фантазии одних наслаивается отрицание других. Процесс этнического и религиозного замещения с одной стороны и радостное сосуществование с другой. Для того чтобы четко представить себе ситуацию, по крайней мере, в плане заявленных верований, существуют данные. Журнал Futuribles год за годом рассказывает о попытках дать оценку религиозным процессам и преобразованиям в мире.
Среди источников прогнозов следует особо выделить The Pew Research Center, который прошлой весной представил серьезное и подробное исследование. Оно опирается на доступные со всего мира данные о разнице в показателях рождаемости и смертности, миграционных потоках и (что самое сложное) переходе людей из одной веры в другую. Последний момент представляет собой техническое новшество: речь идет об оценке изменений в религиях, будь то уход прежних последователей или появление новых. Методология тут весьма тонка, но такая работа очень важна, потому что нужно избавиться от по большей части наследственного взгляда на религиозную принадлежность.
Разобравшись с этими методологическими уточнениями, можно задать себе такой вопрос: на что может быть похожа религиозная картина мира в 2050 году? Христиане, наверное, сохранят за собой большинство. Ислам во всем своем многообразии будет расти быстрее всех прочих религий. За этот период число мусульман может вырасти на 75% (+1,2 миллиарда), христиан — на 35% (+750 миллионов), а индуистов - на 34%. К 2050 году мусульман (2,8 миллиарда, 30% населения мира) будет примерно столько же, сколько и христиан (2,9 миллиарда, 31%). Окончательно же мусульмане обойдут христиан только в 2070 году.
Центры сдвинутся
В геополитическом плане центры христианства и ислама сместятся. Индия останется в своем большинстве индуистской страной, однако к 2050 году ее мусульманское население станет больше, чем в Индонезии и Пакистане. В Европе на мусульман будет приходиться 10% населения. 40% христиан будут жить в Центральной и Южной Африке. Буддисты останутся сосредоточены в Азии со стабильным показателем в 500 миллионов человек. Есть данные и по «фольклорным» религиям (африканские анимисты, верования туземцев, различные культы), но они в любом случае играют лишь крайне незначительную роль.
Пересечение графиков ислама и христианства (возможно, оно произойдет позднее, чем у нас принято считать) вытекает главным образом из нынешних показателей рождаемости: 2,5 ребенка на женщину в среднем по миру, 1,6 у буддистов, 3,1 у мусульман, 2,7 у христиан, 2,4 у индуистов и 1,7 у «неприсоединившихся» (атеисты, агностики, люди без религиозной принадлежности). Их ряды ощутимо вырастут, однако относительная доля сократится (с 16% до 13%). В некоторых странах рост этой группы станет самой заметной из всех перемен. Так будет в США и, как ни странно, во Франции.
Бывшая «старшая дочь» церкви была преимущественно христианской (63%) страной в 2010 году. Нынешняя 7,5% доля мусульман вырастет до 11% к середине этого века. Однако самой внушительной переменой станет увеличение доли «неприсоединившихся» с 28% до 44%. Все больше верующих в мире и все меньше во Франции. Франция окажется религиозным исключением в мире, который станет в своем большинстве мусульманским в третьей четверти XXI столетия. У наших поборников секуляризма есть повод для радости.
Религия — не константа
Только вот все эти цифры — всего лишь прогнозы, которые составляются с помощью продолжения текущих тенденций. Поэтому все вовсе не обязательно будет именно так. Взгляд в перспективу означает внимание к прогнозам. А также противоположным сценариям и возможным переменам. Религии пытаются провести связь с трансцендентным, но их самих никак не назвать константой. Они меняются. И хотя демографические тенденции определенно меняют мир, будущее великих религий окутано туманом.
Как бы то ни было, с Францией все более-менее ясно. The Pew Research Center опирается на французскую статистику и приходит к выводу, что из 40 миллионов христиан (на 2010 год) к 2050 году останется только 30 миллионов. Это при том, что общее население страны возрастет на 6 миллионов человек. Напомним, что цифры опираются на самоопределение людей по отношению к традиции или культуре, а не религиозной практике. Вопрос носит социологический, а не теологический характер.
По этим же самым данным (еще раз подчеркнем, они опираются на самоопределение, а не традиции и обряды), текущее мусульманское население Франции оценивается в 4,7 миллиона человек, что в общем и целом соответствует классическим оценкам и экстраполяциям. К 2050 году число мусульман должно увеличиться до 7,5 миллионов (о силе их веры речи тут не идет). За тот же самый период количество буддистов увеличится с 280 тысяч до 400 тысяч, а индуистов — с 30 тысяч до 70 тысяч.
Мусульманское население увеличится на 60%, а число неверующих вырастет с 18 до 31 миллиона, то есть на 72%. В любом случае, точные цифры не имеют тут большого значения: главное - это общие тенденции. А они рисуют весьма интересную картину.