Билл Форд-младший (Bill Ford jr.) любит автомобили. Он стоит первым в очереди на приобретение новой модели Ford GT, этого обгоняющего ветер чудесного зверя, которого в следующем году выпускает на рынок компания, которая была основана его прадедом Генри в 1903 году и генеральным директором которой он сам был в период с 2001 года по 2006 год.
Но когда он смотрит на то, каким образом мир будет меняться в грядущие десятилетия, он видит необходимость отказаться от того ключевого понятия, которое сделало фирму Ford Motor Company одним из самых успешных предприятий в мире в современной истории: один человек — одна машина. Глобальное население растет быстрыми темпами, особенно в развивающемся мире, а также в больших городах. Было бы неверно оценивать все это как новую огромную клиентскую базу, отметил Форд, ныне занимающий пост председателя совета директоров Ford Motor Company, в интервью с корреспондентом журнала Wired.
Пробки на дорогах уже являются проблемой в молодых, растущих городах, и дополнительное количество личных автомобилей лишь усугубляет ситуацию. В лучшем случае жизнь становится менее удобной, отмечает Форд. В худшем случае вы не можете оказать медицинскую помощь или даже доставить продукты — и это уже становится вопросом, относящимся к правам человека. «Если мы не разработаем транспортную модель, весьма отличную от нынешней, то проблема не будет решена, — отметил он. — Если вы думаете, что мы собираемся запихнуть две машины в каждую машину, стоящую в гараже в Мумбаи, то вы просто сумасшедший».
Однако на лице Форда нет обреченности, когда он делает подобные предсказания. Заметно возбуждение. Он с удовольствием рассуждает об «экспериментах мобильности», которые его компания проводит в своем отделении, недавно открытом в Кремниевой долине и занимающемся исследованиями и разработками. Там проводятся эксперименты с управляемыми на расстоянии автомобилями с использованием сетей 4G, с техническим оборудованием, позволяющим найти свободные места на парковке, а также с системами, с помощью которых вы получаете возможность управлять своим термостатом Nest с приборной панели вашего автомобиля.
«По определению поучается так, что многие из такого рода экспериментов окажутся неудачными», — говорит Форд. Однако он особо подчеркивает важность признания права на ошибку — это основополагающая установка в системе ценностей Кремниевой долины — и возможности убедить акционеров в том, что это не является бесполезной тратой денег. «Более серьезный риск — вообще ничего не делать», — считает Форд.
Исторически успешная стратегия компании — вертикальная интеграция и производство дешевых автомобилей для индивидуальных пользователей — должна измениться. Означает ли это, что автопроизводители оставят в прошлом идею личного автомобиля? «Абсолютно», — говорит он. По крайней мере, в крупных городах — для начала.
Независимо от того, готов или нет сам Форд к подобным сдвигам, другие уже подключаются к этому процессу. Некоторые из наиболее интересных идей в области транспорта приходят от таких стартапов, как Uber и ZipCar. Google и Apple врываются в эту область промышленности. Появление автономного управления автомобилем, рост популярности подключенных машин, наступающий век коммуникации между транспортными средствами — все это свидетельствует о возможности существования новой бизнес-модели. Форд использует термин «мобильность», считающийся туманным, он считает необходимым быть готовым пробовать новые вещи, не боясь перемен и ошибок. Он хочет, чтобы его компания давала возможность людям передвигаться — в автомобиле или любым другим способом.
Форд не решается предложить конкретную идею будущего, которое ожидает автомобили, однако он предсказывает наступление такого мира, в котором все формы передвижения будут связаны между собой. Он рисует такую картину: вы сообщаете своему сотовому телефону, куда вы намерены поехать, а также, хотите ли вы добраться туда быстро или дешево. Ваш смартфон выдает вам один билет, который проведет вас по всем отрезкам предполагаемого маршрута, и при этом будет использоваться комбинация: автомобиль, такси, подземка, автобус, сегвей, велосипед — все что угодно.
Его больше беспокоит то обстоятельство, что роль Ford Motor Company может быть сведена к функции субподрядчика для более инновационных компаний. Однако нельзя сказать, что он настроен пессимистично. «Я вполне уверен в том, что мы сможем конкурировать и превратиться в нечто совершенно иное», — подчеркнул он.