Председатель Рабочей канцелярии ЦК КПК по делам Тайваня и руководитель канцелярии Госсовета КНР по делам Тайваня Чжан Чжицзюнь (Zhang Zhijun) заявил 4 ноября, что лидеры двух берегов Тайванского пролива Си Цзиньпин и Ма Инцзю (Ma Yinjiu) встретятся 7 ноября в Сингапуре и произведут обмен мнениями по вопросам мирного развития связей между двумя берегами Тайванского пролива. Встреча Си Цзиньпина и Ма Инцзю является значительным прорывом в межбереговых отношениях. Она благотворно скажется на будущей политике Тайваня в отношении континентального Китая, определив характер межбереговых отношений, о которых знает весь мир.
Начиная с 1993 года, когда прошли переговоры между председателем Ассоциации за развитие связей Тайваньского пролива Ван Даоханем (Wang Daohan) и председателем Тайваньского фонда обменов через Тайваньский пролив Гу Чжэньфу (Gu Zhenfu), уровень встреч между высокопоставленными представителями двух сторон продолжал расти. Однако окончательного прорыва в переговорах не происходило. Это было связано со статусом представителей переговоров двух берегов пролива. Тайваньская сторона всегда рассчитывала на выход «президента» со своей стороны, а представители континентального Китая были с этим не согласны. Речь тут идет не просто о статусе. Дело в ключевой проблеме в отношениях между двумя берегами.
Руководитель канцелярии Госсовета КНР по делам Тайваня Чжан Чжицзюнь заявил, что состоится двусторонняя встреча «руководителей двух берегов пролива», о чем обеим сторонам все же удалось договориться. Это прагматичный шаг, принятый в соответствии с принципом «одного Китая» в условиях нерешенных политических расхождений между двумя сторонами.
Си Цзиньпин и Ма Инцзю будут обращаться друг к другу «господин», что создаст оригинальный прецедент для встреч крупных мировых лидеров.
Такой прагматичный расклад позволит отложить решение проблем, при этом открывая новые возможности для их решения в будущем. В так называемом тайваньском вопросе выделяют три основных направления. Первое направление — сохранение статус-кво, второе — тенденция к объединению континентального Китая с Тайванем, третье направление — так называемая «независимость Тайваня».
Сохранение статус-кво может быть только общим заявлением. Оба берега Тайваньского пролива не могут сохранить какой-то неизменный статус, этот статус постоянно меняется. А как меняется ситуация, решают движущие факторы. Силы независимости Тайваня особенно активны на территории острова. Короткие всплески их деятельности не носят исторический характер, а сам процесс похож на вспенивание. Противоположные им силы не только укрепляют свою всестороннюю мощь в материковом Китае, но и наращивают влияние на острове. Мир со все большим оптимизмом смотрит на сближение двух берегов Тайваньского пролива, и следует этой глобальной тенденции. Все это создает условия все большего стратегического сближения и укрепления сотрудничества между двумя берегами.
Политическая решительность Си Цзиньпина производит глубокое впечатление по обоим берегам Тайваньского пролива и во всем мире. Наконец-то впервые удалось реализовать то, чего ждали так долго лидеры обеих сторон — их встречу. И эта встреча произойдет в бытность Си Цзиньпина и Ма Инцзю лидерами Континентального Китая и Тайваня. В этой решительности и заключается надежда возрождения великой китайской нации, которая должна предпринять ключевые шаги для решения проблем.
Мы также должны аплодировать Ма Инцзюню за то, что он решил участвовать во встрече лидеров двух берегов пролива. Ма осталось 7 месяцев до истечения срока полномочий, и пока он был у власти, тайваньский лидер обеспечивал поддержку «Консенсусу 1992 года между Китаем и Тайванем», что способствовало процветанию сотрудничества между двумя берегами пролива. Несмотря на то, что политический вклад Ма Инцзю во внутреннюю политику Тайваня вызывает споры, позитивные факторы в отношениях между двумя берегами вполне могут оказаться сильнее оценок самого срока Ма. Положительное влияние намерений Тайваня перекрывает политические сложности внутри острова.
Представители тайваньского общества, выступающие за независимость, поспешили выступить против встречи Си Цзиньпина и Ма Инцзю, надеясь завоевать своей позицией общественное мнение Тайваня. Но эти люди должны давать себе отчет в том, что они выступают против исторической встречи, которую поддерживают все страны, включая США. Они показывают всему миру, что в своем узком кругу занимаются обманом. Такой экстремизм не может продолжать существовать в качестве мировой тенденции в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В конце концов он будет с презрением отвергнут и обречен.
Встреча Си Цзиньпина и Ма Инцзю вызывает воодушевление у китайцев всего мира. Все международное сообщество с большим интересом следит, как обе стороны делают прагматичные шаги в направлении сближения. Весь мир будет обязательно поддерживать этот процесс, который демонстрирует победу мира и победу разума.