Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Политизация энергетики и безопасность

© AP Photo / Sergei ChuzavkovГазопровод в Закарпатье
Газопровод в Закарпатье
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент России Владимир Путин был признан журналом Forbes самым влиятельным лидером в мире. Выбор в его пользу обусловлен не только тем, что президент Путин обладает качеством лидера, который в течение многих лет единолично управляет РФ. И даже не в том эффекте, который произвела на мир российская кампания в Сирии. Дело в том, как Москва разыгрывает энергетические козыри.

Президент России Владимир Путин был признан журналом Forbes самым влиятельным лидером в мире. Выбор в его пользу обусловлен не только тем, что президент Путин обладает качеством лидера, который в течение многих лет единолично управляет РФ. Немаловажную роль в этом сыграл эффект, который в последнее время создала в общественном мнении воздушная операция, начатая им против ИГИЛ в Сирии, и встреча лицом к лицу с Асадом в Кремле.

Россия при Путине


В ходе веков российские земли многократно подвергались оккупации и были вынуждены сталкиваться с высокими угрозами безопасности. Поэтому в области государственной политики Россия была нацелена на постоянную экспансию и удержание под своим контролем стран, с которыми она соседствовала. С окончанием холодной войны российская экономика оказалась в глубоком упадке, но после того, как Путин сел в кресло президента, она вновь начала крепнуть.

Турция — один из важнейших потребителей российского природного газа

С приходом президента Путина к власти энергетика стала одним из основных инструментов в его внешней политике. Россия, обладающая крупнейшими в мире запасами природного газа, — главный поставщик энергоресурсов в страны ЕС, которые зависят от импорта в энергетике. Турция тоже обеспечивает за счет России примерно 60% своей потребности в природном газе. Кроме того, благодаря таким альтернативным проектам, как «Турецкий поток», Турция желает, чтобы российский газ транзитом шел через терминал в Турции. Но из-за проволочек в реализации проекта «Турецкий поток» Россия подписала газовое соглашение с Германией и приняла решение передать проекту «Северный поток — 2» половину объема газа, который должен был поступать по трубопроводу «Турецкий поток». Турция, рассчитывавшая на увеличение количества газа, поступающего из России, была обескуражена этим решением.

«Большая игра» между США и Россией

Другая важная площадка энергетической политики России — Средняя Азия. Путин, не желающий терять власть над странами, которые обрели независимость на постсоветском пространстве, то есть на «задворках» России, подписал с ними соглашения в военной, экономической, энергетической сферах, исходя из так называемого «принципа взаимозависимости». Конечно, этот принцип, на первый взгляд, может наводить на мысль о равном статусе и равноправных интересах, но в таких отношениях страна, обладающая большим экономическим и политическим влиянием, устанавливает власть над другой. Главный конкурент России на этих территориях — США. Америка, которая пересмотрела свою политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и пытается продолжать контролировать регион с центром в Афганистане, нацелена усилить свое присутствие здесь и не допустить, чтобы эти территории полностью перешли под контроль России. По мнению известного стратега Бжезинского, Ближний Восток, Каспийский бассейн и Средняя Азия — это зоны конфликта в Евразии на почве энергоресурсов, возможностей и маршрутов их транспортировки на мировой рынок. Для доминирования во всем мире необходим полный контроль над этими путями. Поэтому с утратой Великобританией статуса «сверхдержавы» «большая игра» (этим термином обозначают борьбу между Россией и Великобританией за этот регион в XIX веке) продолжается сегодня между Россией и США.

Обеспечить политическую интеграцию Евразийского союза непросто

Средняя Азия представляет собой особое значение для России с точки зрения стабильности, безопасности границ и сотрудничества в регионе. В этой связи проект «Евразийского союза», который возникнет после завершения евразийской таможенной интеграции и политической интеграции союза, станет серьезной помехой политике США в АТР. Разумеется, построить некий наднациональный институт, к которому относились бы все государства в огромном регионе, и к тому же окруженном странами, которые не в силах обеспечить свое внутреннее благосостояние, будет непросто.

У России проблема с молодым населением

Демографические проблемы — одни из важнейших, которые нужно решать России. Старение населения и низкая рождаемость заставляют Россию быть более благоразумной во внешней политике. Например, на вопрос «начнете ли вы наземную операцию вслед за воздушными операциями в Сирии» Россия не дала утвердительного ответа. Из-за проблемной демографической ситуации Россия должна держаться как можно дальше от горячих конфликтов, которые она не сможет подавить. Вместо этого она желает установить свой центр силы путем более рациональной глобальной и региональной активности.

Формирование новых геополитических макроблоков

В последнее время можно видеть, как вокруг региона возникают новые геополитические макроблоки. Один из них образует планы по созданию Транстихоокеанского партнерства с центром в США, другой — «Большая Евразия», возникающая на основе сотрудничества между Китаем, Россией, Индией, Казахстаном и Ираном. Конечно, формирование блоков еще больше усложнит ситуацию в регионе, а непредсказуемые проблемы и политика новых игроков сделают кризисы неуправляемыми. Кроме того, важно понимать, что в основе этих блоков лежит энергетическая безопасность.

Вывод

Энергетика стала одним из важнейших факторов политического и экономического развития. Страны, эффективно использующие энергоресурсы, приобретают уникальное преимущество в международных отношениях, получают возможность использовать энергетику как своего рода козырь. Поэтому в этом важном энергетическом уравнении, куда войдут Россия, США, Китай, Иран, Индия, ЕС, Турция и страны АТР, мы продолжим наблюдать политизацию энергетики, а также усилия, направленные на обеспечение энергетической безопасности.