«Великобритания „разделяет боль и горе“ российского народа», — пишет The Herald (02.11), информируя о реакции британского премьер-министра Дэвида Кэмерона (David Cameron), который позвонил Владимиру Путину вскоре после катастрофы российского авиалайнера A321 над Синайским полуостровом и выразил соболезнования. Британский премьер «очень сожалеет об этой ужасной трагедии», унесшей жизни 224 человек. Кроме того, Великобритания «готова предоставить помощь, если таковая потребуется, чтобы установить причины авиакатастрофы». Владимир Путин принял предложение Кэмерона, отметив при этом, что «российские эксперты уже прибыли на Синай и ведут расследование вместе с египтянами».
Среди возможных причин авиакатастрофы российского самолета британский телеканал Sky News (02.11) называет «техническую неисправность, внезапную разгерметизацию и террористическую атаку». Власти Египта заявили, что все-таки «расследование указывает на наличие технической неисправности». Однако с египтянами не согласны представители авиакомпании «Когалымавиа» (торговая марка Metrojet), поскольку «не было предпосылок к тому, чтобы самолет ни с того ни с сего развалился в воздухе». Представители российской авиакомпании также отбросили «фантастическую» версию о том, что причиной авиакатастрофы явилось «резкое изменение давление внутри самолета».
Российские и египетские власти «поспешили преуменьшить» версию о террористической атаке, в то время как представители Metrojet заявили, что катастрофа могла произойти только в результате «внешнего воздействия».
Газета The Daily Mirror (01.11) даже ссылается на представителей запрещенной в России группировки «Исламское государство», которые заявили о своей причастности к взрыву российского самолета: «из мести за российские удары по джихадистам в Сирии». Однако Россия отрицает террористический след.
К расследованию подключились США. Американские спутники, оснащенные инфракрасным оборудованием, зафиксировали «тепловую вспышку» в районе Синайского полуострова «в момент авиакатастрофы в Египте», пишет The Evening Standard (03.11) со ссылкой на представителей оборонного ведомства США. Тепловая вспышка свидетельствует о том, что «на борту самолета компании Metrojet произошел взрыв, причиной которого, возможно, явились проблемы в топливном баке или бомба». Версия о том, что лайнер могла сбить ракета земля-воздух, отпадает, сообщает издание.
«За день до трагедии, унесшей жизни 224 человек, 16 пассажиров отменили полет», — замечает The Independent (03.11). Издание рассказывает, например, об одной паре, которая «в самый последний момент решила купить билет на более дешевый рейс».
«Великобритания должна была бы сделать Путина своим союзником перед такой угрозой как Сирия», однако вместо этого российско-британские отношения «постепенно ухудшались», — отмечает The Independent (02.11). В сирийском конфликте Соединенное Королевство «играет вторую скрипку, но это мягко сказано». «Еще хуже» то, что Великобритания, судя по всему, «не желает работать» с Россией, которая более всего проявляет активность в [ближневосточном] регионе«, и с кем у Великобритании «имеются общие стратегические интересы».
Издание приводит слова посла Российской Федерации в Соединенном Королевстве Александра Яковенко, который заявил, что «практически все политические контакты» между двумя странами были «внезапно прерваны по инициативе Великобритании». Такую ситуацию следует признать «ужасной» и «нездоровой». Если Великобритания в основу своих отношений с Китаем поставила прагматизм, то «почему бы этого не сделать в отношениях с Россией»?
«Российский военно-морской флот бросает новый вызов США», активизируя свои действия до такого уровня, «какого мир не видел два десятка лет», — подчеркивает The Financial Times (01.11). По этой причине США обсуждают вопрос «о размещении дополнительных кораблей, сил и средств ВМС США в Европе». Представители командования ВМС США «подвергают переоценке свою глобальную доктрину и оперативно-стратегические планы перед лицом российской активности в районе Черного и Средиземного морей вплоть до Тихого океана», хотя усиление активности отчасти «объясняется действиями русских в Сирии».
Американцев особенно беспокоят «признаки того, что российские подводные лодки ведут слежение за важными телекоммуникационными кабелями, проложенными по дну Атлантического океана».
Россияне увеличили свою активность в тот самый момент, когда Соединенные Штаты «проводят новые операции в Южно-Китайском море, противодействуя китайцам, которые очень напористо действуют в этом регионе, пытаясь создавать искусственные острова».
«Развертывание российской ударной силы — 34 боевых самолета и 21 вертолета — показало, что миллиарды, вложенные Владимиром Путиным в модернизацию вооруженных сил, окупились», — сообщает медиакорпорация BBC (29.10). Уже через несколько дней после своего прибытия в Сирию российская ударная группировка начала наносить удары по ИГ. Российский президент «хотел продемонстрировать миру», что он способен провести военную операцию в Сирии и придать военной компании тот импульс, «которого не хватило коалиции, возглавляемой американцами».
Если американские самолеты наносят в среднем «около шести военных ударов по боевикам ИГ в день», то их российские коллеги «начали с восьми ударов в день» и к настоящему моменту «довели их до 94».
Однако, в то время как почти все бомбы, используемые коалицией, возглавляемой США, «являются высокоточными (обычно лазерного или спутникового наведения)», то у российских военных такого оружия «очень немного».
Россия обсуждает возможность принятия «драконовского закона о неразглашении», согласно которому у правительства появится «право запрещать любому гражданину страны предоставлять секретную информацию иностранцам», сообщает The Financial Times (30.10). Это свидетельствует о «попытках Москвы укрепить страну» в момент ее противостояния «мнимым внешним угрозам». Согласно законопроекту, российским гражданам и юридическим лицам будет «запрещено передавать любую информацию, которая ранее публиковалась, иностранным государствам, международным организациям или посредникам, действующим по их поручению, без разрешения федерального правительства». При нарушении этого закона компании должны будут выплатить «штраф в размере до 10 миллионов рублей».
По мнению издания, за весь период «противостояния президента Владимира Путина Западу» данный законопроект стал «наиболее радикальным» среди всех законов и указов, призванных «скрыть от общественности и иностранных наблюдателей информацию о России, ее руководстве, гражданах и экономике».