Один из участников семинара по гибридным войнам — председатель Постоянного комитета Риксдага (парламента Швеции — прим. ред.) по вопросам обороны Аллан Видман, член оппозиционной Народной партии-либералы.
«Мы по-прежнему обсуждаем понятие гибридная война, но к конкретным решениям мы так и не пришли», — говорит Аллан Видман, при этом считая, что финны в поисках решений Швецию опережают.
Комитет обороны, который он возглавляет, выпускает сейчас доклад «Оборона и готовность к кризисным ситуациям», который должен помочь простому шведу выстоять в гибридной войне.
«Мы констатировали, что вся информация, которая в годы холодной войны передавалась по государственному телевидению, которая содержалась в телефонных каталогах, теперь гражданам недоступна. Это привело к снижению уровня сознания шведов, уровня понимания той ответственности за себя самого и за общею готовность к кризисным ситуациям. Этим докладом мы хотим попытаться стимулировать ведомства и организации Швеции помочь информировать граждан о том, что ожидается от них в случае кризиса или войны. Наше высокоразвитое, современное общество в случае конфликта вблизи шведских границ, например, тут же столкнется с проблемами в платежной системе, в снабжении продуктами питания, медикаментами... Складские запасы розничной торговли будут исчерпаны в течение одного дня, по существующим оценкам. И тогда каждый индивидуум должен на какое-то время суметь взять на себя ответственность за себя самого», — полагает Видман.
На семинаре много говорилось о шведско-финском оборонном сотрудничестве, к соглашению о котором стороны пришли весной прошлого года. В выступлении Аллана Видмана прозвучали нотки сомнения: а состоится ли оно вообще.
— Сотрудничество, которое в случае войны должно сразу прекратиться, оборонным сотрудничеством назвать нельзя. Швеция должна продемонстрировать серьезность своих намерений и говорить не только о сотрудничестве в мирное время, но и в случае войны. Только тогда может возникнуть атмосфера доверия между Швецией и Финляндией, только тогда можно будет инвестировать в это сотрудничество. Если этого не произойдет, то проект сотрудничества в его сегодняшней форме будет аннулирован.
— Как Швеция и Финляндия могут взаимодействовать в вопросах «гибридной» обороны?
— Многое можно сделать, координируя легальные предпосылки такой обороны, когда мы находимся зоне гибридной войны, — Аллан Видман говорит о ситуации, в которой страна в вооруженном конфликте еще не участвует, но уже чувствует, что подвергается нападению в разных его формах. Здесь важно обсуждать друг с другом вопросы надстройки законодательства, которая обеспечит нам достаточную готовность на случай гибридной атаки.
— Некоторые наступающие на семинаре как бы сетовали, что при авторитарном режиме процесс принятия решений гораздо более быстрый и более гибкий в условиях демократии. Означает ли это, что война проиграна априори?
— Нет, но я могу только констатировать, что Владимир Путин владел инициативой бóльшую часть последних полутора лет.
— Главное, прозвучало на семинаре, это координировать действия министерств и ведомство в случае гибридной войны. Указывает ли что-либо на то, что шведские власти будут действовать слаженно в такой ситуации?
— Нет, таких примеров нет, шведские министерства и ведомства очень независимы, благодаря нашей Конституции. И никаких планов вносить в это какие-то изменения не существует. И то, что правительство разнесло ответственность за тотальную оборону Швецию по двум министерствам (обороны и внутренних дел), только все усложняет. Я считаю, что мы должны вернуть многие их властных структур, существовавших в годы холодной войны: комиссию по всеобщей обороне, например, в которой председательствовал Главнокомандующий Вооруженными Силами Швеции, и членами которой являлись директора всех ключевых ведомств. Такие структуры должны быть воссозданы, если мы хотим добиться реальной координации усилий.