В предыдущей статье «Россия при Путине. План Кремля для Европы» я изложил исторический и сегодняшний опыт влияния России в Греции, сейчас попробуем взглянуть на одну из новых стран Евросоюза — Чехию. Поскольку в контексте исследуемой темы пример Чехии тоже, по сути, должен быть внесен в учебники по расследованию деятельности нынешнего российского режима.
Хотя Чехия, несмотря на советскую инвазию 1968 года, никогда не была очень враждебно или по крайней мере подозрительно настроенной по отношению к России страной ЕС и НАТО (в отличие, например, от стран Балтии и Польши), еще в 2006 году казалось, что эта страна является надежным союзником США.
Несмотря на то, что выборы в июне 2006 года не выявили победителя, и страна оказалась в очень нестабильном в политическом плане положении, в сентябре премьером все же был назначен активный сторонник американского щита ПРО, которому очень противилась Россия, Мирек Тополанек. Бывший командарм ВС Чехии Иржи Шедивы 20 июля 2006 года недвусмысленно призвал дислоцировать в стране элементы щита ПРО. Следует признать, что уже тогда в Чехии слышались и голоса против ПРО, однако казалось, что позиция государства тверда и непоколебима. Тем более, что еще перед выборами 2006 года и тогдашний премьер-министр и лидер Социал-демократической партии Иржи Пароубек непублично обещал Вашингтону одобрить дислокацию радаров щита ПРО в своей стране.
Однако уже в 2011 году Чехия официально отказалась от участия даже в реформированной президентом системе ПРО после того, как в 2009 г., президент Барак Обама начал так называемую политику «перезагрузки» с Россией и отказался от продолжения проекта, начатого администрацией Джорджа Буша. Мало того, после российской агрессии на Украине, когда немалая часть Восточной и Центральной Европы стала беспокоиться о своей безопасности и просить у НАТО большей защиты, министр обороны Чехии Мартин Стропницкий заявил, что он не примет на своей территории никаких военных НАТО. IHS Jane's Intelligence Review в апреле 2015 года не без основания прогнозировала, что влияние России не даст чешской политике, как и словацкой, стать более проевропейской и пронатовской.
В контексте российского влияния на Западе и желания России развалить ЕС и НАТО очень важно рассмотреть, как произошла такая перемена в Чехии. Еще в 2006 году в публичном отчете Службы информационной безопасности Чехии (BIS), хотя и обратили внимание на активность российской разведки в стране, было сказано, что больше всего она связана с экономическими интересами Кремля и его политическим влиянием в деле распространения благоприятных для России идей. В отчете за 2007 г. указано, что активность распространения российских агентов и ее влияния остались неизменными, однако в первый раз упомянули, что одной из важнейших мишеней России стал американский щит ПРО. Также подчеркивается, что «в первую очередь российские спецслужбы пытались завязать контакты с теми, кто формировал общественное мнение, с политическими слоями и СМИ и проникнуть в общественные организации, которые действуют на общественное мнение так, чтобы в ходе дискуссии о дислокации американского радара в Чехии, оно поддерживало интересы России. В более широком контексте их целью было не только вызвать сопротивление появлению радара, но и создать впечатление, будто с одобрения ЕС и НАТО в Европе реабилитируют нацистскую идеологию и пытаются отрицать решающую роль СССР в подавлении фашизма во время Второй мировой войны. По мнению BIS, операции российских служб в Чехии и в странах ее союзницах могут быть масштабными и более долговременными кампаниями, цель которых — разрушение единства ЕС и НАТО, изоляция США (и появление изоляционных настроений в самих США), чтобы таким образом вернуть влияние на территориях, которые прежде находились под контролем СССР, независимо от того, как завершатся переговоры о радаре ПРО».
В 2008 году в том же рапорте, по сути, забили в набат: «Предположение, что Россия снова стала применять советскую тактику, предпринимая «активные меры» с целью достижения своих целей во всем мире, подтвердилось. Надо признать, что из-за повышения значимости элементов разведки и безопасности в управлении Россией и ее экономике не может быть четко проведена граница между разведкой и другими деятелями в правительстве или частными деятелями. В 2008 году российская разведка особенно активно пользовалась «интернациональными» и «гражданскими» движениями. Сами движения и абсолютное большинство их членов не являются сознательными сотрудниками разведки зарубежных стран, скорее жертвы, которые используют, прикрываясь ложным флагом благородных идеей, но в совсем иных целях. Формы и методы действия российской разведки по большей части находились под влиянием тех форм и методов, которые советские шпионы использовали в своей работе в восьмидесятые годы ХХ века для воздействия на мирные движения на Западе. Эффективность тогдашней советской пропаганды и пропаганды сегодняшней России в отношении индивидов или их групп можно сравнивать, несмотря на его культурный, социальный, экономический и политический опыт. Оценивая операции и действия, направленные на некоторые из перечисленных выше группы, BIS обратила внимание на бизнес-компанию, которая действует в Чехии. Очень вероятно, что российская разведка ad hoc использует эту компанию с целью достижения российских целей в Чехии. Однако вполне возможно, что эта компания даже не знает, что сотрудничает с российской разведкой».
Какие связи используют?
Достигнутые Россией цели очевидны. Однако важно подчеркнуть, что они достигнуты даже при том, что чешская разведка знала о складывающемся положении и постоянно следила за ним, однако, видно, так и не смогла оказать сопротивление. Кроме уже упоминавшейся метаморфозы из союзника США в не очень активного и не слишком замечающего угрозы со стороны России члена НАТО, Чехия превратилась в распространителя идей России в Евросоюзе. Больше всего для этого сделал нынешний президент Чехии Милош Земан, который постоянно оправдывает действия России, высказывается против санкций и даже ездил в Москву на 9 мая, хотя в военном параде и не участвовал.
Чаще всего утверждают, что кроме уже упоминавшейся разведывательной деятельности, Россия добилась таких результатов с помощью российского и пророссийского бизнеса, в основном с помощью влияния и денег ЛУКойла в Чехии. Однако в контексте истории КГБ и его партнеров по разведке в странах бывшего Варшавского пакта стоит внимательнее взглянуть на некоторых лиц, которые могли участвовать в достижении этих целей. И не обязательно они знали о том, что сотрудничают с российской разведкой. Хотя подобные доказательства публично не предоставлялись, если знать многолетние методы деятельности КГБ, о которых в своем рапорте упоминала и BIS, стоит обратить внимание, например, на лоббиста Мирослава Шлоуфа, которого называют «связным между ЛУКойлом и Земаном». Он — многолетний влиятельный функционер чешской организации социалистической молодежи, в окружении которого немало бывших сотрудников Службы государственной безопасности Чехословакии.
Еще один человек очень близкий к окружению Земана — бывший офицер социалистической Чехословакии Зденек Збитек. «Это человек, который воспользовался своими контактами с советскими полковниками и генералами, которые после развала СССР ушли из армии и занялись бизнесом. Отсюда и его богатство. такие люди представляют опасность, поскольку могут враждебно повлиять на нашу зависимость от российского рынка», — так Збитека охарактеризовал бывший министр обороны Чехословакии Любош Добровский, который и уволил этого бывшего офицера из армии.
Когда знаешь, как путинский режим использует связи подобных иностранных граждан с лицами и структурами в России, особенно с людьми и структурами, которые созданы различными генералами СССР, стоит проявить больше беспокойства, чем в связи со слишком большой зависимостью Чехии от российского рынка. Кстати, утверждают, что BIS следит за деятельностью Збитека, однако российское влияние это не остановило. Секретом не является и многолетнее стратегическое партнерство Земана с одним из самых состоятельных людей Чехии, нынешним министром финансов и олигархом Андреем Бабишем. И видно, это просто совпадение, что Бабиша также обвиняют в сотрудничестве со Службой государственной безопасности Чехословакии, а его отца, бывшего чехословацкого дипломата вообще подозревают в том, что он руководил нелегальными продажами оружия в Вене, под защитой разведки все той же Службы государственной безопасности Чехословакии.
Оценив все это, можно достаточно обоснованно предположить, что активное участие ЛУКойла в президентской предвыборной кампании Земана, скорее всего, было последствием прежних связей нынешнего президента Чехии, а не причиной его сегодняшней пророссийской политики. Кстати, сам Земан называет своим давнишним личным другом одного из самых влиятельных сегодняшних российских деятелей, бывшего офицера КГБ, а сейчас главу Российских железных дорог и лидера одного из самых мощных из утвердившихся у власти кланов КГБ Владимира Якунина. С 2005 года Земан активно участвует в контролируемом Якуниным форуме «Диалог цивилизаций», который используют для распространения российского влияния в мире.
Секрет евроскептика Клауса
Однако Земан не является единственным высокопоставленным чешским политиком, связи которого или связи его окружения с Кремлем или же представителями российских (или стран бывшего блока Варшавского пакта — прим. автора) спецслужб — неважно теперешними или бывшими — вызывают серьезные подозрения. Еще один поклонник путинского режима и — снова какое совпадение — один из самых известных противников Евросоюза и даже его разрушителей — это бывший президент и премьер-министр Чехии Вацлав Клаус. Клаус в 2009 году пытался помешать ратификации Лиссабонского договора в Чехии, несмотря на то, что для этого у него не было даже конституционных полномочий. В 2008 году Клаус был единственным европейским лидером, который обвинял Тбилиси в российской агрессии в Грузии. После российской агрессии на Украине бывший президент и премьер-министр Чехии снова стал на защиту Кремля и Путина, утверждая, что аннексия Крыма была «вынужденным действием».
Связи Клауса с пророссийским или российским бизнесом в Чехии не являются большим секретом нежели такие же связи самого Земана. Кстати, Клаус, который прежде был политическим противником Земана, перед президентскими выборами внезапно стал его ярым поклонником. Однако обратить внимание стоит не только на эти совпадения. Клауса как минимум один раз публично обвиняли в том, что он был агентом Службы государственной безопасности Чехословакии. В конце 2008 года перед тем, как Чехия стала председателем ЕС, такие обвинения представил автор неоднозначно оцениваемых книг и журналист Роберт Эринджер, который некоторое время работал на Федеральное бюро расследований. Хотя Эринджера, человека с неоднозначной репутацией, нельзя считать надежным источником, хоть немного стоит прислушаться к представленной им информации — ведь часть чешских диссидентов давно подозревала Клауса в сотрудничестве со Службой государственной безопасности Чехословакии.
Кроме того, по крайней мере аналитически это можно попытаться исследовать, опираясь на другие источники. Итак, Эринджер, якобы опираясь на «информированные источники в кругу разведчиков», утверждал, что Клаус был завербован Службой государственной безопасности Чехословакии еще в 1962 году, когда был 21-летним студентом Высшей школы экономики в Праге. Якобы он получил кличку «Водичка». В обмен на сотрудничество он получил возможность продолжить обучение и стажироваться в Италии и США. В 1970 году Клаус якобы участвовал в спецоперации, которую Служба государственной безопасности Чехословакии подготовила вместе с КГБ. Цель этой операции — объявить его «антисоциалистическим элементом», чтобы он, став жертвой режима и проникнув в ряды диссидентов, мог продолжать слежку за ними. То, что Клаус на самом деле попал в немилость социалистического режима Чехословакии и был вынужден уйти из Экономического института, это факт из личной биографии бывшего президента Чехии, им же подтвержденный.
Однако интересно, что и после того, как он попал в немилость он перешел работать в Национальный банк Чехословакии. И там его точно никто не дискриминировал, напротив, он регулярно участвовал в семинарах за рубежом, чего на самом деле не могли делать те, кто утратил доверие социалистической власти. Еще более интересная деталь биографии Клауса — это то, что в 1987 году его приняли в Институт прогнозирования Чехословацкой академии наук. Похоже, что именно этот институт в Чехословакии сыграл ту же роль, что и Международный институт прикладного системного анализа (International Institute for Applied Systems Analysis — IIASA), основанный СССР под Веной, и его филиал в Москве, Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований — ВНИИСИ). Они были частью плана КГБ по реформированию СССР, целью которой была подготовка кадров для проведения этой реформы.
В Чехии именно сотрудники Института прогнозирования Чехословацкой академии наук гармонично переняли управление экономикой страны после революции — точно так же, как в России «младореформаторы», которых для этого готовил и контролировал КГБ. Сам Клаус после Бархатной революции в ноябре 1989 года стал министром финансов, а позже и премьер-министром. Важность Института прогнозирования Чехословацкой академии наук показывает то, что там начал работать вернувшийся в страну героем Карел Франтишек Кехер, бывший агент Службы государственной безопасности Чехословакии, который сумел проникнуть в ЦРУ. Кехер и Клаус вместе работали в этом институте, кое-кто утверждает, что они дружили семьями. Можно критически оценивать чешских блогеров, которые уже давно утверждают, что вся «купонная приватизация», осуществленная Клаусом и его соратниками и вся деятельность тогдашнего правительства и экономические реформы были направлены на передачу всего имущества страны во время революции в руки «надежных» агентов Службы государственной безопасности Чехословакии и бывших коммунистов. Однако эти мнения не являются только мнениями — в их основе лежат очень интересные и трудно опровержимые факты.
К примеру, сейчас уже широко известны подозрения, что соратник Клауса, которого называли «отцом» приватизации, Душан Тришка был агентом Службы государственной безопасности Чехословакии. Еще один сейчас уже хорошо известный агент социалистической Чехословакии и КГБ из окружения Клауса, который, кстати, имел большое влияние во время приватизации, особенно в энергетическом секторе, это Милан Велек. Также известно, что реформы Клауса и «примерная приватизация» завершились коррупционными скандалами. Вот что о влиянии Клауса и его правительства на историю успеха самого состоятельного человека в Чехии Петра Келлнера сказал исполнительный директор Фонда Открытое общество в Праге Роберт Бош: «Вацлав Гавел на посту президента, конечно, обладал влиянием, но в практических делах повседневной политики он не был влиятельным. В данном аспекте намного эффективнее был Вацлав Клаус. Приватизация девяностых годов XX века обогатила многих предпринимателей. Правительство Клауса приватизировало Чешскую страховую компанию, которая остается самой крупной в стране. Приватизировали его за полцены и очень странным способом […] Мужчина, который ее купил, сейчас обладает очень большим бизнесом в России. Сейчас он основал Институт им. Вацлава Клауса. Этот мужчина и несколько других чешских олигархов находятся в окружении Клауса».
Можно прибавить разве, что известно о том, что отец Келлнера в советское время работал в Москве, а сам Келлнер, как и многие другие сегодняшние чешские толстосумы, начал карьеру в структурах внешней торговли Чехословакии, которые всегда были связаны или их по крайней мере контролировали службы безопасности. Совпадение или нет, но Келлнер не только наслаждается успешным бизнесом в путинской России, но и всегда был и остается одним из самых активных адвокатов, развивающих отношения с Россией в Чехии — даже когда чешская разведка предупредила о нарастающей активности российских шпионов и опасного влияния на Чехию. Клаус, как и Земан, много сделали для процветания бизнес-империи Бабиша.
Однако наверное самые очевидные связи у него с одним из «чемпионов» приватизации в Чехии Виктором Кожены. Этот деятель, который сейчас скрывается на Багамах от правоохранительных органов США и Чехии за растрату собранных у жителей во время «купонной приватизации» Клауса миллиардов неоднократно был зафиксирован в окружении Клауса. Есть даже снимок, на котором Клаус снят в обществе Кожены на состязаниях по теннису, однако итак их общение никогда не было тайной. Однако самое интересное — это даже не личность самого Кожены. Самое интересное, что группа Harvard Capital and Consulting, которую он возглавлял, небезосновательно может считаться созданной и контролируемой Службой государственной безопасности Чехословакии. Основной партнер Кожены — это Борис Востры, высокопоставленный офицер Службы государственной безопасности Чехословакии.
Но он — не единственный. В этой структуре был и нынешний словацкий миллиардер Юрай Широки, который, прикрываясь дипломатической неприкосновенностью, работал в вашингтонском посольстве Чехословакии. Там вместе с ним работали еще двое офицеров Службы государственной безопасности Чехословакии Бранислав Кралик и Йосеф Поштулька. Кстати, в 1993 году в Чехии разразился скандал, когда был арестован бывший офицер Службы государственной безопасности Чехословакии Вацлав Валлис, который якобы продавал Кожены секретную информацию о приватизации. Тогда же сообщили, что Валлис собирал и информацию о частной жизни высокопоставленных политиков — в их числе и о жизни президента Гавела и премьер-министра Клауса. Какова же реакция Клауса на этот скандал?
Главу правительства совершенно не интересовала ни безопасность государственных тайн, ни безопасность личных тайн — премьер-министр публично возмущался только тем, что пресса никак не может остановиться и перестать освещать этот скандал, якобы «все уехали в отпуск, поэтому писать больше не о чем». Итак, если оценивать представленную выше информацию комплексно и особенно в контексте активных мер КГБ, положение не только в Чехии, но и в Словакии выглядит несколько иначе, нежели простое существование финансовых связей Клауса и Земана с ЛУКойлом. И даже не личности Клауса и Земана важны в данном случае. Похоже, что КГБ и его партнер — Служба государственной безопасности Чехословакии — сумели заранее позаботиться о контроле над страной после так называемой Бархатной революции. И этот контроль остается до сих пор.