Самым эффективным шагом президента России Владимира Путина, направленным на дестабилизацию Украины, стало то, чего от него требовал Запад: он заставил пророссийских сепаратистов на востоке страны прекратить огонь. Оставшись без крайне необходимого прикрытия войны, внутренние подразделения и недееспособное ядро украинской политической элиты быстро продемонстрировали свое истинное лицо. Вместо того чтобы стать надеждой демократии после прошлогодней «революции достоинства», Украина превратилась в очередной некомпетентный и коррумпированный постсоветский режим. Поэтому неудивительно, что во взаимоотношениях между Киевом и Западом начинают появляться трещины.
Внутри правительства царит хаос: премьер-министру Арсению Яценюку грозит увольнение в тот момент, когда это станет возможным, а именно в декабре, что может негативно сказаться на хрупкой правящей коалиции, в которой партия Яценюка является второй по степени влияния силой. Если эта коалиция распадется — это вполне вероятно, если Яценюка заставят уйти в отставку — нужно будет проводить досрочные парламентские выборы. Возможно, проевропейские украинцы воспримут это с некоторым облегчением. В законодательной власти сейчас доминируют популисты, что всерьез затрудняет проведение значимых реформ — если кто-то вообще собирался их проводить. В четверг, 5 ноября, парламент отклонил законопроект, запрещающий дискриминацию в отношении гомосексуалистов на рабочем месте.
Несмотря на то, что новое поколение бюрократов предприняло попытки внести определенные изменения, экономика Украины так и осталась нереформированной. Налоги остаются очень высокими, и многие до сих пор стараются их обходить, объемы теневой экономики продолжают расти, а нормативно-правовой климат почти не изменился. Международный валютный фонд, ставший главным источником твердой валюты для Украины после резкого снижения объемов экспорта, рассматривает перспективы роста в следующем году с некоторым оптимизмом, прогнозируя 2% роста, однако в октябре он пересмотрел свои прогнозы на этот год, предсказав спад на 11%. Самый популярный украинский политик — бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, назначенный Петром Порошенко губернатором Одесской области — предложил либертарианский пакет реформ, однако Порошенко официально его не поддержал, и нынешний парламент, вероятнее всего, его не примет.
Никаких реформ не было проведено и в чрезвычайно коррумпированной судебной системе. В сентябре, после своего визита на Украину, Кристоф Хейнс (Christof Heyns), спецдокладчик ООН по вопросам внесудебных и произвольных казней заявил, что эта страна живет в «вакууме подотчетности». Хейнс указал на то, что украинские власти провалили расследование гибели более 100 человек на улицах Киева в последние дни революции, а также 48 пророссийских протестующих в сгоревшем одесском Доме профсоюзов в мае 2014 года. Оба расследования остановились, и все попытки адвокатов жертв ускорить процесс пресекаются властями, поскольку некоторые подозреваемые в киевских расстрелах до сих пор работают в Министерстве внутренних дел Украины.
Хейнс также отметил, что служба безопасности Украины, «по всей видимости, стоит над законом». Помимо рейдов в некоторых технических компаниях, проведенных в последние несколько недель, очевидно, с целью запугивания, в прошлые выходные сотрудники службы безопасности арестовали Геннадия Корбана, одного из главных помощников олигарха Игоря Коломойского, выступившего против консолидации власти Петром Порошенко. Украинская пресса отреагировала на этот арест обвинениями в выборочном правосудии. В конце концов, другие олигархи пока не столкнулись с преследованиями — возможно, потому, что они согласились с господством Порошенко.
Спустя два года после того, как коррумпированная команда президента Виктора Януковича покинула Украину, коррупция продолжает процветать в этой стране, а у неустрашимых журналистов, ведущих независимые расследования, снова много работы. Одной из главных фигур в их расследованиях стал сам Порошенко — единственный из 10-ти самых богатых граждан страны, сумевший приумножить свой капитал в прошлом году, который, по всей видимости, забыл об обещании продать свои предприятия: его банк расширился в то время, когда многие другие банки лишились лицензии. Имена близких помощников Порошенко и Яценюка регулярно упоминаются в связи с коррумпированными схемами с участием украинской таможни и энергетических компаний. В четверг, 5 ноября, самый известный украинский журналист Сергей Лещенко, который в прошлом году был избран в парламент по партийному списку Порошенко, опубликовал статью в издании «Новое время», в которой он кратко описал нынешний политический расклад:
«Проданная» американцам конструкция сдержек и противовесов не работает. Вместо взаимного контроля команды Порошенко и Яценюка вступили в сговор. Они поделили сферы влияния и ответственности, чтобы не пересекаться и не конфликтовать.
Американцы принимают чрезвычайно активное участие в украинском политическом процессе. Посольство США в Киеве превратилось в центр силы, а украинские политики открыто говорят о том, что назначения и увольнения согласовываются с послом США Джеффри Пайеттом (Geoffrey Pyatt) и даже с вице-президентом Джо Байденом. «Посол Джеффри Пайетт и американская администрация находятся на пике влиятельности за всю историю независимой Украины», — написал Лещенко.
Европейцы тоже участвуют в принятии решений о системе управления Украиной, и не только потому, что они являются донорами — в этом отношении США имеют гораздо больше значения, поскольку они оказывают непосредственное влияние на МВФ — но и потому, что безвизовый режим с Европой — это одна из главных целей Порошенко. С его точки зрения, это придаст законную силу его попыткам сделать Украину более европейской страной и поможет восстановить его популярность.
Одним из главных условий Европы для введения безвизового режима является борьба с коррупцией. Недавно Евросоюз отказал в выполнении просьбы о предоставлении дополнительных средств для антикоррупционной прокуратуры из-за «опасений, вызванных личностями тех людей, которые принимают участие в отборе» прокуроров этого подразделения. По всей видимости, имелся в виду генеральный прокурор Виктор Шокин, протеже и давний соратник Порошенко, которого обвиняют в подрыве антикоррупционной инициативы.
В четверг, 5 ноября, глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) написал Порошенко письмо о том, что «прогресс в реформах в области борьбы с коррупцией остается одним из ключевых приоритетов для достижения безвизового режима», приложив к нему длинный список реформ, которые Украина должна будет воплотить в жизнь.
Таким образом, можно сделать вывод, что война Украины со своим прошлым оказалась еще менее успешной, чем ее военная кампания против России и ее посредников. С «революции достоинства» прошло слишком много времени, чтобы можно было оправдать отсутствие ощутимого прогресса. Попытки США и Европы управлять Украиной извне тоже оказались по большей части безуспешными: власть олигархов и коррумпированной бюрократии над тем, что осталось от украинской экономики, оказалась слишком сильной, а их схемы — слишком укоренившимися.
Интересы влиятельных кругов тормозят развитие украинского гражданского общества. Я сомневаюсь, что оно сможет направить страну в более цивилизованном направлении при помощи привычных инструментов электоральной демократии: местные выборы подтвердили, что постсоветские практики мошенничества, подкупа и запугивания никуда не исчезли. Сейчас у народа нет желания поднимать новое восстание, потому что прошло слишком мало времени после революции и войны на востоке. Однако если нынешняя политическая элита не найдет в себе силы навести порядок в своих рядах — что чрезвычайно маловероятно — история насильственных смен режимов на Украине, скорее всего, продолжится.