Привыкнув сосредотачиваться на внутренних проблемах Евросоюза, мы не отдаем себе полного отчета в том, что внешние являются более важными. Европа представляет собой оазис, окруженный пороховыми бочками. Не впервой на небе сгустились тучи, но некоторые новые обстоятельства все же стоит отметить. Первое, это постоянно обостряющаяся нестабильность на континенте. Второе, мы начинаем ощущать результаты бездействия, и третье, мы уже не можем ждать от старшего брата по ту сторону Атлантики и, соответственно, от НАТО, что они будут таскать для нас каштаны из огня.
Беглый взгляд на дугу, которая окружает Европу с юга до востока (остальное — океан), с севера Африки и до севера России наводит на мысль, что Марокко является единственной страной без потенциально опасных конфликтов. От Алжира до ворот Египта, за небольшим и отнюдь не безопасным исключением в лице Туниса, на значительной части Магриба наблюдается все усиливающийся хаос, порождаемый борьбой различных группировок. Похоронив «арабскую весну», Египет вновь стал репрессивной военной диктатурой, союзником Запада, но при этом мало заботящимся о своем собственном народе. Растущая нищета вместе с властью исламистов может привести к взрыву. На Ближнем Востоке исчезли надежды на жизнеспособное палестинское государство. Если ужас войны в Сирии и закончится скоро, то это будет благодаря вмешательству России на стороне диктатора. Турция становится все более неудобным союзником. Она все более тяготеет к авторитаризму режима, который с трудом сохраняет признаки демократии и уже не скрывает своих намерений стать региональной державой.
Все большей проблемой становится Россия. И дело не столько в агрессивной политике Путина, которые вмешивается в события на Украине, сколько в нежизнеспособности российской экономики. За своей кажущейся великодержавностью Россия в действительности гораздо слабее, чем кажется: ее ВВП всего в полтора больше, в Испании, а населения в три раза больше. Кроме того, Россия очень зависит от цен на углеводороды и не имеет модели развития. Там вполне может разразиться крупномасштабный социальный кризис. Сколько бы журнал Forbes (который путает военную силу с реальной мощью) ни называл Путина самым могущественным человеком в мире, он таковым вовсе не является по той простой причине, что управляет средней державой, уступающей Франции и Великобритании.
Пока сирийские беженцы скапливались в близлежащих странах, война мало беспокоила европейцев. Но когда Турция стала направлять сотни тысяч беженцев на наш континент, стала очевидной необходимость разработки и проведения более эффективной, единой и четкой внешней политики. Уровень прямой угрозы невысок, но нестабильность возрастает по мере того, демократические перспективы становятся все более туманными или исчезают вовсе.
После провала вторжения в Ирак, в американской стратегии произошел разворот в сторону минимального вмешательства. США не отказываются от своей роли мирового жандарма, но, убедившись на недавнем печальном опыте в ошибочности политики неоконсерваторов, предпочитают идти по пути переговоров ради снижения остроты проблем. Наглядным примером является соглашение с Ираном. Подобный подход несет в себе много положительного, поскольку снижает риск вооруженного противостояния, вынуждая при этом Европу выступать в качестве одного из главных политических игроков, если не на мировой арене, то уже точно на своем континенте.
Европа должна проводить максимально антивоенную политику. Зачастую санкции дают результат. 65% помощи странам Третьего мира идет из Европы. Однако для действий на внешнеполитическом поле одной только дальновидности политических лидеров недостаточно. Опыт Югославии и Сирии показывает, что иногда военная интервенция позволяет избежать большего зла, в частности, бедствий населения стран, на территории которых идут военные конфликты. Несмотря на общую высочайшую боеготовность европейских стран, выше которой только США, причем в некоторых областях, ненамного, не существует организованных европейских вооруженных сил как таковых, которые обладали бы значительными возможностями проведения военных операций. Не существует ни европейской армии, ни европейских военно-морских сил.
Может ли Европа что-то противопоставить окружающим ее пороховым бочкам? В обозримом будущем — нет. Почти все, что мы можем сделать, это уповать на то, что они не взорвутся, и поставить несколько свечек, чтобы Германия, наилучшим образом подготовленная и наименее эгоистичная европейская страна, стала играть более главенствующую роль также и в области внешней безопасности. В качестве пряника можно принять в ЕС Турцию в обмен на то, что она перестанет скатываться в исламизм и остановит поток беженцев. Вот такое маленькое и несколько двусмысленное начало.