Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Левиафан» Звягинцева и тотальное беззаконие

© "Нон-стоп продакшн"Кадр из фильма "Левиафан"
Кадр из фильма Левиафан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сирия, Ирак, Афганистан, Палестина, Йемен, Ливия, Сомали. Войны, террор, бомбежка мирных жителей, притеснение, бедность. Люди, которые не имеют власти над своей судьбой: жить им или умереть — решают другие. Новостные шоу, которые ударяют по сердцам людей, рассказывая об этих кошмарах, неожиданно сменяются шумной рекламой. Вот мир, в котором мы живем.

Сирия, Ирак, Афганистан, Палестина, Йемен, Ливия, Сомали... Войны, террор, бомбежка мирных жителей, притеснение, бедность. Люди, которые не имеют власти над своей судьбой: жить им или умереть — решают другие. Политика, способствующая этому, бессильное международное сообщество, продажные политики, которые защищают или критикуют только за деньги, агитирующая и агитируемая интеллигенция и «простые люди». Речь не только о каких-то регионах, но обо всей истории человечества в целом.

Новостные шоу, которые ударяют по сердцам людей, рассказывая об этих кошмарах, неожиданно сменяются шумной рекламой, побуждающей купить сладости, оргтехнику, модные вещи, автомобили, дома, акции...

Изначально люди равны, все мы обладаем свободой предпринимать различные действия, чтобы защитить себя. Но если все будут стремиться к тому, чтобы безгранично использовать это право, это приведет к массовым столкновениям.

Поэтому мы были вынуждены заключить «разумный договор» и создали власть, которая призвана обеспечить соблюдение естественных прав. В XVII веке Томас Гоббс (Thomas Hobbes) предложил теорию общественного договора с государством, которое напоминает морское чудовище Левиафана.

Повесть о мужчине, который страдает от беспредела властей

В конце прошлой недели состоялась премьера российского фильма «Левиафан» (в Японии — прим. ред.). Эта картина, получившая номинацию на премию «Оскар», наполнена метафорами. Предполагается, что режиссер Андрей Звягинцев позаимствовал идею у Томаса Гоббса.

Действие разворачивается в приморском городке, выходящем в Баренцево море. На морском берегу лежит скелет кита. Главный герой — автослесарь Николай. Он вступает в конфликт с администрацией города, которая хочет приобрести его землю за бесценок. Нахрапистый мэр намерен использовать землю Николая в своих корыстных целях. В конечном итоге главный герой проигрывает дело, однако его друг, адвокат, находит на мэра компромат. У мэра же есть хорошие связи в полиции и суде...

Судя по всему, эта повесть о мужчине, который страдает от беспредела властей, основана на реальной истории Марвина Химейера (Marvin Heemeyer) и его бульдозера.

Химейер подал в суд на местные власти, поскольку они позволили построить на его территории завод. Горожане поддерживали его, но он проиграл дело. Из-за критики местных СМИ протестное движение захлебнулось. Мастерская Химейера закрылась. Власти дали старт городскому проекту. Тогда Химейер переоборудовал бульдозер и разрушил на нем завод, мэрию и здание газеты. После этого он застрелился. Никто не пострадал.

Герой американского фильма «Дом из песка и тумана» (2003 год) также конфликтует с властями. В результате бюрократической ошибки муниципальные власти забирают дом, который главный герой выкупал в течение 30-ти лет. В конце концов становится ясно, что власти допустили ошибку, однако дом уже продан с аукциона новому владельцу — иранцу, который сбежал из страны после Исламской революции. Он не намерен возвращать дом и надеется выгодно перепродать его, чтобы оплатить обучение сына.

Картина повествует о жестокой демократии США, бесчувствии властей, социальном неравенстве, при котором все решают деньги, а также о международной политике, которая привела к революции в Иране.

Кино предсказало развал СССР

В 1989 году в США также был снят «Левиафан».

Группа подводных шахтеров находит на затонувшем советском военном корабле «Левиафан» бутылку водки. Один из рабочих выпивает водку и умирает. Причиной его заболевания стал вирус, из-за которого организм человека мутирует, а сам человек превращается в чудовище и начинает убивать людей.

В этом фильме, который был снят на Мальте, ощущается атмосфера холодной войны, а также метафора промывания мозгов. Тем не менее картина была недооценена, поскольку критики обвинили ее в плагиате у популярного тогда «Чужого».

Между тем в декабре на Мальте прошли переговоры между лидерами СССР и США, ознаменовавшие окончание холодной войны. СССР был близок к развалу.

В российском «Левиафане» появляются фотографии Горбачева, Ленина, Брежнева и других советских руководителей: Николай и его друг используют их в качестве мишеней. Более того, портреты советских лидеров украшают кабинет мэра.

Впадающий во все большее отчаяние Николай высказывает батюшке свои сомнения в том, что Бог существует. Тот начинает говорить о Левиафане. Левиафаном в Ветхом Завете называют мифологическое морское чудовище, которое создал сам Бог.
Также он рассказывает о библейском праведнике Иове, чья трагичная судьба перекликается с судьбой Николая.

Семь смертных грехов

Документальный фильм «Левиафан» 2012 года также начинается с притчи об Иове. Фильм Люсьена Кастер-Тэйлора (Lucien Castaing-Taylor) и Вирины Правел (Verena Paravel) снят при помощи 11 портативных камер и рассказывает о промышленном рыболовстве в водах Северной Атлантики. В отличие от большинства других документальных фильмов, здесь умело используются приемы видеоарта, отчего лента только выигрывает в изобразительном плане. Камера то опускается под воду, то вновь всплывает над поверхностью, давая почувствовать расстояние до объекта, угол и силу притяжения, которые человек игнорирует.

Левиафан олицетворяет один из семи смертных грехов — зависть.

Семь грехов — это понятие, которым в христианстве, в особенности в католическом богословии, называют основные пороки, лежащие в основе множества других грехов, которые подталкивают человека к преступлению. Однако в Библии о них ничего не сказано.

Учение о восьми главных пороках или страстях выработал Иоанн Кассиан, который перенес в западное монашество опыт аскетических традиций и практики, распространенные в Египте во второй половине IV века.

Название триллера «Семь» (1995 год) также отсылает нас к главным грехам: гордыне, алчности, зависти, гневу, похоти, чревоугодию и унынию. Серийный убийца наказывает свои жертвы за совершенные ими смертные грехи. Последние два греха, гнев и зависть, выпадают на долю детективов. Действия, которые предпринимают представители закона, указывают на то, что людям не так-то просто подавлять свои желания и чувства. Бесправные же, слабые духом «простые люди» в большинстве своем контролируют свои желания и чувства, лишь иногда взрываясь — и тем самым поддерживая баланс.

Лидер кассовых сборов у себя на родине

Аргентинский фильм «Дикие истории» (2014 год) состоит из шести короткометражек и рассказывает о простых людях, которые меняют свое положение благодаря взрыву эмоций. Эта картина стала лидером кассовых сборов у себя на родине. Возможно, потому, что никому не хватает духа на подобные спонтанные действия.

В соответствии с теорией Гоббса о Левиафане свобода личности заканчивается там, где начинается закон; эта теория отрицает право на противодействие государству. В результате Гоббс превращается в защитника автократий.

Безусловно, современный мир является демократическим, однако с каждым годом все явнее проявляется тенденция к тому, что государство, которое хоть и не является Левиафаном, все же постепенно притесняет естественные права своих граждан. Похоже, чудовище увеличивается в размерах.

С одной стороны, усиливается контроль над данными, с другой, — электронный мир, где распространена клевета и идет война всех против всех, все сильнее погружается в хаос. У нас практически нет возможности противостоять этому новому необъяснимому монстру. Простым людям, которые, увидев рекламу, сразу же проявляют алчность и не могут справиться с семью грехами, остается только пытаться избавиться от подобных чувств за просмотром фильмов — раз уж им не хватает духа выплеснуть свои эмоции, подобно героям «Диких историй».