Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Брюссель пытается избежать «Брексит», идя на минимальные уступки Кэмерону

ЕС разрабатывает свою стратегию ввиду скорого объявления условий со стороны Великобритании.

© AP Photo / Alastair GrantПремьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Органы ЕС изыскивают возможности, чтобы отдалить один из самых мрачных сценариев, который может осуществиться: выход Великобритании. Несмотря на изначально жесткую реакцию по отношению к британскому вызову, Брюссель изменил позицию и дал возможность Дэвиду Кэмерону провозгласить себя победителем в противостоянии с ЕС и предложить своим гражданам принять участие в референдуме о членстве в единой Европе.

Брюссель. — Органы Евросоюза изыскивают возможности, чтобы отдалить один из самых мрачных сценариев, который может осуществиться в ЕС: выход Великобритании. Несмотря на изначально жесткую реакцию по отношению к британскому вызову, Брюссель изменил позицию и дал возможность британскому премьеру Дэвиду Кэмерону провозгласить себя победителем в противостоянии с ЕС и предложить своим гражданам принять участие в референдуме о членстве в единой Европе, запланированном на 2017 год. Лица, ответственные за переговоры в Брюсселе, стремятся разработать такую юридическую формулу, которая ограничит участие Великобритании, не прибегая к деликатной процедуре внесения изменений в договора. В понедельник Кэмерон передаст в Европейский совет столь ожидаемый список требований по реформированию Европы. Если раньше Кэмерон представлял большую опасность для европейского единства, то сейчас он превратился в необходимого союзника для лидеров ЕС.

Прекрасно помня о том риске, который предполагал возможный выход Греции из еврозоны (так называемый «Грексит»), ЕС стремится избежать подобной напряженности в связи с гипотетическим выходом Великобритании («Брексит»). С этой целью Еврокомиссия и Европейский Совет разрабатывают возможные решения.

Хотя требования Великобритании станут известны завтра, переговоры между Лондоном и органами ЕС начались этим летом. На периодических проводившихся встречах всегда возникало одно и то же препятствие: отсутствие списка требований, выполнение которых позволило бы Кэмерону уменьшить отрицательное воздействие членства в ЕС на население Великобритании, все более скептично относящемуся к ЕС.

Связанные с этим процессом источники в Еврокомиссии и в Европейском совете считают, что, во-первых, необходимо обеспечить победу Кэмерону, а уже потом думать о том, чтобы большинство на референдуме высказались в пользу ЕС. «Наша цель — одержать победу на референдуме. Но предварительно, конечно, Кэмерону необходимо добиться его проведения», — завил высокопоставленный представитель ЕС. Его мнение разделяют все опрошенные источники.

В Брюсселе чаще всего вспоминают в качестве прецедента соглашение с Данией от 1992 года, в соответствии с которым эта страна стала членом ЕС на особых условиях. После референдума, в ходе которого 50,7% датчан отвергли Маастрихтские соглашения, члены ЕС — их тогда было 12 — разработали оригинальное решение. На встрече глав государств и правительств было заявлено, что Дания имеет право проводить собственную политику в области правосудия, обороны и внутренних дел, а также не вступать в еврозону. Также было заявлено, что европейское гражданство никогда не будет приравнено к датскому.

Тормоз интеграции

Не изменяя Маастрихтских соглашений, Дания добилась, чтобы этот документ получил статус закона и даже был зарегистрирован в ООН. Подобное решение можно разработать и сейчас, тем более что отказ вносить изменения в договоры, как того потребовал Кэмерон для того, чтобы были приняты британские требования, был заявлен в категоричной форме. Если открыть этот ящик Пандоры, что требует согласия всех стран, то могут быть высказаны прямо противоположные точки зрения и даже высказаны значительное большие требования в момент значительного снижения популярности европейского проекта, считают в Брюсселе.

Помимо собственно формулы пребывания в ЕС, от Кэмерона ожидают предложений по четырем пунктам. Наиболее острый касается намерения британского правительства отказать в предоставлении соцобеспечения тем гражданам ЕС, которые находятся в Великобритании менее четырех лет. Принятие этого условия будет означать попрание одной из основополагающих норм ЕС: свободного передвижения людей и услуг, устанавливающего равенство прав граждан ЕС по отношению к гражданам той страны, в которую они въезжают.

Источники в ЕС считают, что если правительство Кэмерона посчитает эту систему слишком щедрой, то пойдет на ее ограничение, но не посредством дискриминации. Этот вопрос особенно чувствителен для руководства стран Восточной Европы, которые в других областях стоят на позициях, близких к британской, а по данной проблеме выступают резко против. Все дело том, что в Англии работают около 900 тысяч выходцев из стран Восточной Европы.

Нелегко будет также аргументировать исключение для Великобритании в контексте того, что говорится в европейских договоренностях относительно стремления ко «все более интегрированному союзу». И хотя речь идет лишь о декларации о намерениях, Лондон с опаской относится к распространению властных полномочий ЕС, а правительство Кэмерона хочет заручиться гарантиями того, что интеграция в еврозону не нанесет ущерба британским интересам.

Наибольшее взаимопонимание наблюдается в вопросе повышения конкурентоспособности ЕС. При этом высказывается следующее требование: не допустить излишнего регулирования, то есть, введение каждой европейской нормы должно предполагать отмену другой. Нынешняя Комиссия в целом проявляет понимание к требованию, но вряд ли согласится с тем, чтобы сохранять в неприкосновенности уровень регулирования.