В пятницу, 30 октября, стало известно о том, что Совет Евросоюза продлил и сразу же приостановил санкции против президента Белоруссии Александра Лукашенко на четыре месяца до 29 февраля следующего года. Срок введенных в 2006 году санкций истекал 31 октября.
Помимо Лукашенко, санкции будут сняты с трех юридических и 170 физических лиц — им разрешат въезд в Евросоюз и разморозят их активы в европейских банках. Решение было принято «в ответ на освобождение всех белорусских политзаключенных 22 августа и в контексте улучшения отношений ЕС — Белоруссия», говорится в официальном релизе. Отмечается, что «освобождение всех политических заключенных было долгожданным для Европейского союза шагом».
Вслед за ЕС часть санкций с Белоруссии сняли и США, тем самым обеспечив белорусской экономике больше пространства для маневра.
О возможном послаблении санкций относительно белорусского президента говорилось с начала октября — тогда глава немецкого МИД Франк-Вальтер Штайнмайер озвучил согласованную позицию ЕС по санкциям против Минска, заявив, что ограничения могут быть смягчены при условии сохранения в стране нынешней политической ситуации. Он отметил, что недавние президентские выборы в Белоруссии в должной мере не соответствовали международным стандартам, однако то, как они были проведены, свидетельствует об изменениях в лучшую сторону.
На прошедших в середине октября выборах белорусский президент был переизбран на следующие пять лет с обычным результатом: он набрал порядка 83% голосов, что почти не отличается от итогов 2006 и 2011 годов. Лидеры оппозиции намеренно проигнорировали выборы, объявив их заранее сфальсифицированными. Выборы сопровождались митингом оппозиции, главным требованием которого была отставка президента и выборы без фальсификаций. Это первый политический митинг в Белоруссии с 2010 года. Тогда многотысячные протесты против фальсификаций были разогнаны силами полиции, было возбуждено 42 дела по статье об организации массовых беспорядков.
После этого председатель Европейского парламента Ежи Бузек заявил, что власть в Белоруссии удерживается Лукашенко незаконно, а санкции были усилены.
Тогда же были арестованы, а затем осуждены на сроки до шести лет амнистированные в августе оппозиционеры Николай Статкевич, Игорь Олиневич, Николай Дедок, Евгений Васькович, Артём Прокопенко и Юрий Рубцов. Теперь они освобождены, а санкции против Лукашенко приостановлены.
Получается, замечает политолог Дмитрий Орешкин в беседе со «Спектром», что Лукашенко в некотором роде берет заложников в виде своих политзаключенных, отдавая их в обмен на кредиты и снятие санкций.
Он также связывает решение о снятии санкций со стремлением ЕС переманить Лукашенко, воспользовавшись проблемами в белорусской экономике. «Европейские политики — холодные и расчетливые люди, которые прекрасно знают, кто такой Лукашенко. Они отлично понимают, в какой экономической ситуации он находится. И они видят, что он из-за экономической ситуации вынужден поворачиваться к Западу в поисках денег», — замечает Орешкин.
Кроме того, считает он, это забота о собственной безопасности — так ЕС реагирует на информацию о строительстве российской военной базы в Белоруссии.
Возможное размещение российской военной авиабазы в Белоруссии обсуждается уже несколько лет. В сентябре 2015 года президент России Владимир Путин подписал соглашение о ее создании, однако в начале октября Лукашенко заявил, что «ничего не знает» о подобных планах России.
ЕС будет «потихоньку приручать Лукашенко», постепенно перетягивая его из сферы влияния России в свою, говорит Орешкин. «Они делают аккуратные шаги — процесс приручения вообще аккуратный. Мол, ты выпусти политзаключенных, а мы за это на некоторое время снимем санкционный режим», — объясняет политолог. Подобная сделка к тому же поможет продать это решение европейскому общественному мнению, подчеркивает он.
«Лукашенко тоже не дурак, он на этом всю жизнь строит свою экономическую политику. Пугает Россию тем, что уйдет на Запад, а ЕС тем, что будет плотнее сотрудничать с Россией. И так более или менее успешно двух маток сосет», — говорит Орешкин.
Он отмечает, что ЕС приходит на помощь Лукашенко в те моменты, когда Москва не может его профинансировать. «Но на Западе ему большого кредита не дадут. Если Кремль покупал его лояльность за 5 миллиардов долларов в год нефтегазовых скидок, то в ЕС будет делать это раз в пять дешевле — 1-1,5 миллиарда долларов в год может быть Лукашенко получит, чтобы штаны поддержать», — считает политолог.
Он указывает на то, что на удивление прозрачная и простая белорусская экономика (по аналогии с китайской) позволяет Лукашенко получать более дешевые займы в ЕС, чем России, к чему тот начинает привыкать. «Он становится респектабельным политиком европейского типа. Немного с закидонами, но мало ли в Европе политиков с закидонами, взять хотя бы премьеров Чехии, Венгрии или Греции. Раз с ними находят общий язык, то и с Лукашенко найдут», — считает политолог.
Все это приводит к тому, что Лукашенко под действием исключительно меркантильных факторов начинает разворачиваться к Европе. Политолог замечает, что в глупой стуцаии при этом окажется Россия, которая за 10 лет потратила на «прикормку» белорусского президента порядка 50 миллиардов долларов.
«Когда вводили эти санкции, Белоруссия была единственным раздражителем ЕС на европейской территории, и Лукашенко считался «последним европейским диктатором», против которого надо применять санкции, всяческим образом его игнорировать и пытаться заставить пойти на уступки», — напомнил в разговоре с корреспондентом «Спектра» заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин.
Но Лукашенко на уступки не пошел, замечает политолог. Те санкции, которые сейчас существуют, не опасны экономически, потому что Белоруссия тесно связана с Россией, говорит он.
«Но сейчас оказалось, что Лукашенко — вовсе не последний в Европе диктатор, а есть рядом другой и пострашнее. И здесь Лукашенко, который постоянно маневрирует, продолжил это делать. Кроме того, получилось так, что в украинском кризисе он сыграл посредническую роль, когда единственным местом, где можно было обсудить судьбу востока Украины, оказался Минск», — замечает Макаркин.
По его словам, пока у ЕС есть очень важная задача, состоящая в том, чтобы оттянуть Белоруссию от России. Россия воспринимается как непредсказуемая страна, которая несовместима с ЕС. А потому необходимо договариваться с единственным союзником России в Европе — с Белоруссией, говорит Макаркин, отмечая, что снятие санкций — отличный способ для этого.
К тому же, отмечает он, Лукашенко дал Западу формальные основания для снятия санкций, освободив часть политзаключенных.
Делая шаги навстречу Лукашенко, ЕС рассчитывает, что это повлечет за собой новые шаги навстречу со стороны Белоруссии, полагает Макаркин. «Санкции — это кнут. Раз не удалось кнутом, значит, можно как-то стимулировать его пряником. На Западе думают, что если отменить санкции и расширить сотрудничество, Лукашенко в ответ постарается либерализовать свой режим», — считает политолог, отмечая, что Лукашенко вряд ли сильно изменит внутреннюю политику, пойдя на невыгодные для себя уступки. Это означает, что он готов пойти на освобождение политзаключенных, которые в целом ему не опасны, но не даст вмешиваться в ход президентских выборов.
Со своей стороны, Лукашенко надеется, что раз Россия недостаточно помогает ему деньгами, ему может помочь Запад, говорит Макаркин. Россия, конечно, будет недовольна потеплением между Лукашенко и ЕС, но ссориться с соседом не станет, поскольку у нее и так не слишком много союзников, считает политолог.
«Все будут играть в свои игры. Лукашенко продолжит маневрировать между Россией и Западом», — резюмирует Макаркин.