Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Отвратительно

В ходе расследования систематического обмана, связанного с применением допинга в мире легкой атлетики, эксперты ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство) столкнулись, по всей видимости, с «новым масштабом коррупции» — расширяется круг применявших допинг лиц, которых предположительно шантажировали.

© AP Photo / Andy Wong, FileБывший президент Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) Ламин Диак и нынешний президент Себастьян Коэ
Бывший президент Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) Ламин Диак и нынешний президент Себастьян Коэ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ричарду Макларену хорошо известны непристойные дела мирового спорта: он работает в Международном спортивном арбитражном суде. Макларен сотрудничает с комиссией ВАДА, которая расследует «систематический допинг-обман» в российской легкой атлетике. По его словам, это совершенно новый уровень коррупции по сравнению с ФИФА, а итоговый доклад в корне изменит спорт.

Мюнхен — Адвокат Ричард Макларен (Richard McLaren) очень хорошо знаком с непристойными делами мирового спорта. Уже много лет Макларен работает в Международном спортивном арбитражном суде (CAS), он принимал участие в составлении «доклада Митчелла», в котором американские профессионалы бейсбола уличались в масштабном применении допинга. В течение последнего года он сотрудничает с группой ВАДА, которая была создана после того, как ARD (немецкий телеканал — прим. пер.) в декабре прошлого года сообщил о систематическом «допинг-обмане» в российской легкой атлетике. В понедельник комиссия представит итоговый отчет, который состоит из множества сотен страниц. В последние дни просочились разнообразные «грязные» детали. В конце недели сам Макларен отметил: «Это совершенно новый масштаб коррупции по сравнению с ФИФА. Этот доклад в корне изменит спорт».

Легкая атлетика «прожила» мрачный год, а впереди, очевидно, ее ждут самые черные дни. В прошлую среду французские следователи подтвердили, что они проверили деятельность бывшего руководства Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). Бывший президент Ламин Диак (Lamine Diack), его адвокат, сыновья Папа Массата (Papa Massata) и Халид (Khalid), а также бывший глава антидопингового департамента ИААФ Габриэль Долле (Gabriel Dollé) использовали департамент как бизнес-сферу в целях личного обогащения. Если допинг-тест был положительным, спортсмены якобы нередко «получали счет». Тот, кто платил, мог продолжать, а того, кто отказывался, дисквалифицировали. Такой случай имел место в отношении турецкой бегуньи на 1500 метров Асли Джакир (Asli Alptekin), которая стала олимпийской чемпионкой в Лондоне.

В воскресенье накрыла новая волна обвинений. Британская Sunday Times сообщила, что она располагает списком восьми российских атлетов, которые, согласно французским следователям, подлежали дисквалификации до Игр-2012. Вместо этого им якобы удалось откупиться, заплатив семизначную сумму. Один из спортсменов позже стал олимпийским чемпионом, а другой — серебряным призером.

Новые обвинения вписываются в цепочку, которую год назад разоблачил ARD: российские атлеты систематически применяли допинг, при поддержке властей и попустительстве со стороны ИААФ. Следователи ВАДА столкнулись, очевидно, с тем же: адвокат Диака, а также Папа Массата стали шарниром между Ассоциацией и российской Федерацией. Они якобы представляли в Москве списки атлетов с положительными допинг-пробами, торговались с русскими по поводу того, кого будут разоблачать, а кого — нет.

Алексей Мельников, бывший главный тренер сборной России по легкой атлетике, взыскивал деньги со спортсменов, например, с бегуньи на марафонскую дистанцию Лилии Шобуховой, которая якобы заплатила 570 тысяч долларов. Затем денежные потоки через подставную фирму в Сингапуре переправлялись чиновникам, по-видимому, с помощью Валентина Балахничева, прежнего главы Всероссийской ассоциации легкой атлетики и казначея ИААФ. «В ФИФА пожилые господа хорошенько набивали карманы», — заметил Макларен, а по поводу ИААФ добавил: «Здесь пожилые господа набивали карманы, прибегая к шантажу и коррупции — прежде всего, они активно вмешивались в ситуацию с турнирными таблицами и соревнованиями». То есть совершенно новый уровень.

Если все это подтвердится, Диаку будет даровано повышение: от мелкого жулика до одного из крупнейших преступников в спортивном мире, от хранителя олимпийских достижений до шантажиста, который предает ценности спорта и веру в него. Диак — бывший прыгун в длину из Сенегала, 16 лет назад он возглавил ИААФ. До сих пор было известно только то, что он получил часть огромной взятки от бывшей маркетинговой компании ISL. Как однажды заявил Диак, Жан-Мари Вебер (Jean-Marie Weber) — тот «денежный курьер», который давал взятки спортивным чиновникам от имени ISL, — пожертвовал ему деньги, так как сгорел его дом. МОК сделал ему предупреждение.

В то время, когда ИААФ возглавлял Диак, происходили и другие разнообразные скандальчики, при этом наказывали чаще всего его подчиненных. Долле, например, который год назад исчез из ИААФ при отсутствии каких-либо комментариев. И Папа Массата, который когда-то по поручению Международной федерации заключал спонсорские контракты и якобы потребовал от Катара 4,5 миллиона евро в рамках конкурса на проведение ЧМ-2017.

В воскресенье — пятый день скандала — прервал молчание и преемник Диака Себастьян Коэ (Sebastian Coe). Коэ назначили на пост два месяца назад в Пекине, он расточал в адрес Диака такую похвалу, которая была так же невыносима, как и перебор с парфюмом. Коэ говорил, что Диак навсегда останется его «духовным президентом». Сообщения о том, что ИААФ не прилагал достаточно усилий в борьбе с допингом, он расценил как «объявление войны». А теперь? Недавние обвнения «отвратительны», заметил Коэ. По его словам, он «ничего не знал» о шантаже, при том, что при Диаке он восемь лет учился своему делу в качестве вице-президента. Независимая комиссия займется скандалом, отметил Коэ, а также сообщил, что Комитет по этике ИААФ ведет расследование по делу обвиняемых. За исключением Диака-старшего. Видимо, духовный президент Коэ все еще находится под защитой.

Некоторые действия ИААФ, предпринятые в последние дни, выглядят так, будто некто пытается потушить крупный пожар с помощью водяных пистолетов. Тем временем возникают новые очаги пожара. ВАДА на днях пригрозило тем, что исключит кенийскую Федерацию из «олимпийской семьи», если та, наконец, не усилит антидопинговую борьбу. На чемпионате мира в Пекине Кения побелила в медальном зачете, но при этом с 2012 года 38 допинг-проб легкоатлетов были положительными. В воскресенье кенийцы торжественно пообещали исправиться. Позднее в тот же день Коэ отметил: «Путь к спасению будет долгим». Он предполагает, что в ближайшее время дела еще примут плохой оборот.