Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ирония судьбы: туризм на Синае зародился после терактов

В 1990-е годы побережья Красного моря не было на туристической карте Египта. Массовый туризм получил там развитие только после терактов в долине Нила.

© Архив Анна Карпюк \\ ИноСМИТуристы и бедуины на Синайском полуострове
Туристы и бедуины на Синайском полуострове
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 1990-е годы побережья Красного моря не было на туристической карте Египта. Массовый туризм получил там развитие только после терактов в долине Нила. Туристический бум подмял под себя египетскую экономику, которая сегодня так же сильно зависит от него, как монархии Персидского залива — от нефти. Один из главных вопросов — это устойчивость эксплуатации туристического потенциала прибрежных регионов.

Все напоминает один из тех моментов, когда история кусает себя за хвост. В конце 1990-х годов Синай, вдоль побережья которого сейчас простираются райские пляжи, был всего лишь негостеприимной пустыней. Пока египетское государство не решило активно заняться там развитием туризма, раз в долине Нила иностранные гости становились целью терактов. Сегодня же, после взрыва самолета российской компании Metrojet (основная версия — попавшая на борт до вылета бомба ИГ) и гибели 224 его пассажиров под угрозой банкротства оказалась уже синайская индустрия туризма.

В конце ХХ века Египет уже был популярен среди туристов, которые высоко ценили его пирамиды и храмы в долине Нила. Тем не менее целый ряд факторов способствовал «кардинальному изменению туристической карты» страны с потерей интереса к Верхнему Египту и активным развитием побережья, писала Лейла Виньяль в научном журнале European Journal of Geography в 2010 году.

Решение государства о либерализации туристического бизнеса сыграло на руку Синаю, который был оккупирован Израилем до 1979 года и был практически лишен туристической инфраструктуры. «Быстрого развития гостиничной индустрии в Египте удалось добиться главным образом благодаря открытию сектора для частных инвесторов – после десятилетий жесткого государственного контроля», — отмечает Лейла Виньяль.

Тень теракта в Луксоре


На этой волне Египет вступил в эпоху массового туризма. Если в конце 1990-х годов в страну ежегодно приезжали 2-3 миллиона туристов, то два десятилетия спустя их число перевалило за отметку в 10 миллионов (символический рубеж был преодолен в 2007 году). В 2008 году страну посетили 12,8 миллионов иностранцев: их привлекли синайские и в меньшей степени средиземноморские курорты. Кроме того, по данным European Journal of Geography, в том же году на побережье Синая было сосредоточено две трети египетских отелей.

Как бы то ни было, туристическая индустрия Египта переехала на Синай не только по финансовым соображениям. В конце 1990-х годов в долине Нила прогремела целая серия терактов, целью которых стали иностранные туристы. 17 ноября 1997 года шесть вооруженных боевиков исламистской террористической организации «Аль-Гамаа аль-Исламийя» открыли огонь по туристам в Дейр эль-Бахри поблизости от Луксора. Итог: 86 погибших, из них — 58 иностранцев. Это был самый страшный удар по туристическому сектору региона.

«Туризм — это наша жизнь, мы погибнем, если к нам перестанут ездить», — заявили жители Луксора корреспонденту ВВС в 1997 году. Как отмечают в Тель-Авивском университете, после бойни в Луксоре доходы египетского государства от туризма несколько снизились. Годом ранее, 28 апреля 1996 года, террористы все той же организации убили 18 греческих туристов у гостиницы Europa Hotel в Каире.

Как бы то ни было, туристический бум подмял под себя египетскую экономику, которая сегодня так же сильно зависит от него, как монархии Персидского залива — от нефти. «Один из главных вопросов — это устойчивость эксплуатации туристического потенциала прибрежных регионов, — писали в 2010 году в European Journal of Geography. — Рост экономики этих регионов зависит от действий внешних игроков (туристы, инвесторы...) и может оказаться под угрозой из-за неблагоприятной региональной или международной конъюнктуры».

Кроме того, Египет все больше зависит от российских туристов, число которых на пляжах Красного моря растет год от года. В 2014 году их было 3 миллиона, то есть, каждый пятый гость. После арабской весны и последовавшей за ней политической нестабильности наплыв россиян стал своего рода манной небесной, которая позволила скомпенсировать спад интереса западных туристов. Число иностранных гостей сократилось с 14 миллионов в 2010 году до 9 миллионов в 2013 году. Подобный спад туристической активности стал тяжелым ударом для экономики Синая. ИГ, вероятно, воспользовалось этой слабостью, если, конечно, следствие подтвердит причастность террористов к взрыву российского самолета в египетском небе.