Всем известно, что использование допинга в спорте — в том числе и в спорте высших достижений — распространено повсеместно. Не секрет даже, что, на использовании запрещенных препаратов для улучшения своих спортивных результатов не раз попадались, в частности, и российские спортсмены. И, тем не менее, в отчете независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства представлены шокирующие факты, свидетельствующие о том, что использование запрещенных веществ в российской легкой атлетике и, возможно, в других видах спорта, является результатом системной коррупции. Эта коррупция укоренилась не только среди отдельных спортсменов и тренеров, и в ней погрязли не только высокопоставленные российские функционеры от легкой атлетики — к ней причастен и Кремль.
В отчете идет речь о повальном взяточничестве, системе подкупа, мошенничестве и тайных схемах, налаженных между спортивными чиновниками и организациями с тем, чтобы обойти международные антидопинговые правила и системы проверки, и служащих одной лишь цели — победить любой ценой. Спортсменов, изначально не желавших применять лекарственные препараты, вынудили их принимать. В главной московской антидопинговой лаборатории регулярно видели работников Федеральной службы безопасности (ФСБ) — пришедшей на смену КГБ — в качестве еще большего устрашения работников, не понявших главной установки, согласно которой исчерпывающие и точные результаты анализов допинг-проб руководству совершенно не нужны.
Невероятно, но по данным отчета руководитель московской лаборатории Григорий Родченков, признал, что намеренно уничтожил 1417 допинг-проб перед тем, как Всемирное антидопинговое агентство получило возможность их проверить — несмотря на то (или из-за того), что получил письменное уведомление о намерении агентства проверить пробы более тщательно.
Неудивительно, что в 2013 году накануне зимней Олимпиады в Сочи 2014 года Всемирное антидопинговое агентство отметило, что Россия занимает первое место в мире по нарушениям антидопинговых правил, и на ее счету зарегистрировано 225 случаев применения допинга в 30 видах спорта, причем, большинство из них — в легкой атлетике. На долю России пришлось около 12% от общего количества нарушений в мире, и она в два раза опережала по этому показателю остальные страны, за исключением Турции, занявшей по использованию допинга второе место.
Учитывая степень распространения подобного мошенничества, члены комиссии заявили, что «было бы в высшей степени наивным считать, что действия, осуществлявшиеся в выявленных масштабах, могли бы предприниматься без явного одобрения или молчаливого согласия органов государственной власти России».
Как написано в отчете комиссии, Россия менталитет которой, казалось бы, является пережитком прошлого и напоминает пресловутое спортивное прошлое СССР и ГДР, считает мошенничество оправданным — и с позиций патриотизма обязательным — полагая, что все остальные страны, скорее всего, тоже ведут себя нечестно.
Это ошибочное представление — будто бы власти в каждой стране так же коррумпированы как в России — является давно известной составляющей кремлевского миропонимания. Десять лет назад именно президент Владимир Путин на критический вопрос президента Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) о причине исчезновения в России свободной прессы задал Бушу нелепый встречный вопрос о том, зачем тот уволил ведущего информационной программы CBS News Дэна Разера (Dan Rather).
Допинг вредит не только спортсменам, чье здоровье может пострадать, но и многим другим людям. Из-за допинга в невыгодном положении оказываются «чистые» от допинга спортсмены, наносится урон репутации победителей и ставится под сомнение честность самих состязаний.
Поэтому наряду с требованиями отстранить от участия в Олимпийских играх различных российских спортсменов и спортивных функционеров (а также уволить директора Московской антидопинговой лаборатории) комиссия порекомендовала Международному олимпийскому комитету рассмотреть вопрос о том, чтобы вообще лишить Россию права на участие в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро в следующем году. Причем, до тех пор, пока российские власти не начнут соблюдать антидопинговые правила. Это жесткое наказание, но оно вполне оправдано, если учесть, с каким недопустимым презрением Россия относится к международным нормам.