Вступление России в сирийскую гражданскую войну удивило Запад, поскольку никто, очевидно, не ожидал подобного шага. Поскольку, в отличие от Украины, речь не идет о скрытой операции, сегодня можно составить себе довольно точное представление о характере военного участия России в этой ближневосточной стране. При этом обращают на себя внимание две вещи: использование российских вооруженных сил является эффективным, и оно направлено прежде всего на стабилизацию существующего режима.
Американские и немецкие исследовательские центры, которые в течение нескольких прошедших недель оценивали российскую военную операцию, указывают на то, что ее масштаб представляется меньшим, чем то воздействие, которое она оказывает на полях сражений. Основу российских сил в Сирии составляет авиационная группировка, в которую входят истребители-бомбардировщики, штурмовики, боевые вертолеты и разведывательные беспилотники. В начале операции в составе российской группировки насчитывалось около 34 самолетов и 12 вертолетов.
Но поскольку группировка еще только формируется, количество самолетов и вертолетов может быть увеличено. В любом случае речь идет о самолетах, способных поддержать боевые действия наземных сил. Таким образом, российская авиация используется для поддержки с воздуха вооруженных сил сирийского режима и его союзников («Хезболла», иранские стражи революции, шиитское ополчение из Ирака). Российская группировка усилена батальоном морской пехоты (по оценке, около 600 человек), в распоряжении которого имеются бронетранспортеры, танки и артиллерия.
Мало налетов на террористическую группировку «Исламское государство»
Действия российской группировки состоят в основном из воздушных налетов, которые русские начали 30 сентября. Насколько известно, большая часть авиаударов в течение первой фазы были предприняты на севере и на западе Сирии, в первую очередь на пространстве от провинции Латакия до Идлиба, а также в провинциях Хомс и Хама. Там находятся некоторые из числа наиболее сильных противников режима, действия которых привели к определенным потерям в армии Асада. Однако речь идет преимущественно не о силах террористической группировки «Исламское государство», а о других противниках Асада, в том числе о тех группировках, которые были подготовлены и вооружены американской секретной службой ЦРУ. И в провинции Алеппо были проведены налеты.
Российские самолеты вначале совершали от 20 до 30 боевых вылетов в день, в ходе каждого из которых по существующим оценкам бомбардировке подвергались от 10 до 12 целей. Сирийские военно-воздушные силы, которые в последние годы понесли значительные потери, выполняют, вероятно, вспомогательные функции. Очевидно, что количество боевых вылетов, совершаемых российской группировкой, в последнее время постоянно увеличивалось. Российское Министерство обороны в конце октября сообщило о совершении 71 вылета за 24 часа, в ходе которых были подвергнуты бомбардировке 118 «террористических целей». По американским оценкам, в некоторые дни русские совершали почти 90 боевых вылетов, что приближается к недавним средним показателям операции «Врожденная решимость» (Inherent Resolve), в рамках которой американцы наносят удары с воздуха по «Исламскому государству».
Направит ли Россия наземные силы?
Американские военные находятся под впечатлением от действий русских, которые среди прочего используют целый набор высокоточных боеприпасов и неуправляемых бомб, в том числе предназначенные для уничтожения укрепленных бункеров. Российская операция воспринимается еще и как демонстрация способностей российских вооруженных сил, которые в ходе войны с Грузией показали невысокую эффективность и после этого были модернизированы. Особенно произведенный из акватории Каспийского моря залп с использованием крылатых ракет по целям в Сирии, считается доказательством замечательного технологического прогресса русских, хотя четыре из них и упали на территории Ирана.
Одним из аспектов, который привлекает к себе все больше внимания, являются зенитно-ракетные системы, которые Россия разместила на территории Сирии. Во взаимодействии с расположенными там многоцелевыми самолетами они могут использоваться в борьбе против самолетов и ракет противника. Поскольку ни одна из повстанческих группировок не обладает подобными видами оружия, эти системы в Сирии используются только для защиты от внешних сил. В данном случае речь идет о Соединенных Штатах, о других участниках руководимой Соединенными Штатами и направленной против «Исламского государства» коалиции, а также об Израиле. Россия, вероятно, в состоянии создать зонтик над районом действия сирийских вооруженных сил и их союзников. И такой шаг был бы желанной помощью для Асада, поскольку сирийская система противовоздушной обороны была повреждена в ходе боевых действий и считается ослабленной.
Участие наземных сил остается под вопросом
Это означает, что возглавляемый американцами альянс, вероятно, столкнется с ограничениями на севере и на западе Сирии. Военные операции теперь должны оговариваться с русскими. Лишь американские самолеты с пониженной радиолокационной заметностью могли бы быть использованы здесь против воли России. И израильские военно-воздушные силы больше не могут наносить удары в этих районах для того, чтобы воспрепятствовать передаче иранского оружия ливанской «Хезболле», как это иногда происходило в предыдущие годы.
Трудно себе представить, чтобы Россия неожиданно стала противодействовать своему союзнику Ирану в этом вопросе.
Пока остается неясным, хочет ли Россия начать боевые действия и на земле. Пока, по оценке специалистов, размещенный в Сирии батальон в любом случае способен защитить российскую базу на аэродроме в Латакии. Однако поступают сообщения о том, что некоторые наступательные операции сирийского режима поддерживаются с помощью артиллерии. Для более масштабных действий российский контингент, судя по всему, еще слишком мал. Если русские примут решение об участии в наземной операции, то тогда нужно будет направить туда, как минимум, целую бригаду (примерно от 3 до 5 тысяч человек).
Исключить подобный вариант нельзя, поскольку русские могут и по воздуху, и по морю доставлять туда материалы и солдат. В Латакии они подготовили жилье для 2 тысяч военнослужащих. Производимые Россией логистические затраты позволяют предположить, что русские рассчитывают на длительное пребывание в Сирии, если не на постоянное. От внимания американцев не ускользнуло и то, что, помимо больших полевых кухонь, в район проведения операции были доставлены танцоры и певцы для поддержания настроения у солдат.