9 ноября известный своими зрелищными акциями Петр Павленский пополнил свой послужной список поджогом двери исторического здания КГБ на Лубянке. Теперь в бывшем оплоте советских спецслужб разместилась не менее грозная ФСБ. В 2 часа ночи художник подошел к расположенному в двух шагах от Красной площади внушительному зданию, облил дверь бензином и стал снимать себя на камеру, пока разгорался огонь. Тем временем прибывший на место событий полицейский быстро задержал виртуоза уличных перформансов.
В июле 2012 года он зашил себе рот в знак протеста против тюремного приговора Pussy Riot (группа исполнила в церкви антипутинский панк-молебен). В мае следующего года он голым обернулся в колючую проволоку в родном Санкт-Петербурге, чтобы тем самым показать несогласие с пропагандой гомофобии и законом о наказании за оскорбление чувств верующих. По его словам, эти законы представляют собой колючую проволоку, которая запирает людей внутри себя. Несколько месяцев спустя он, опять-таки обнаженный, пригвоздил себя за мошонку к Красной площади: «Метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества»
Голый и в крови
В 2014 году он продолжил свои акции. Сначала он жег в Санкт-Петербурге шины в память об украинской революции, а затем отрезал себе мочку уха и стоял, голый и в крови, на крыше Института имени Сербского в Москве: «Возвращая использование психиатрии в политических целях — полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием». Во всех его акциях есть некий посыл. Последняя получила название «Угроза»: «Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. Федеральная служба безопасности действует методами непрерывного террора и удерживает власть над 146 миллионами человек (...). Но терроризм может существовать лишь за счет животного инстинкта страха (...). А жизнь стоит того, чтобы начать за нее бороться».
Его акции неизменно будоражат интернет, и «анонимы» от души посмеялись в понедельник, выкладывая фотографии Павленского, прислонившегося к обугленной двери из листового железа. «Железный занавес», — пошутил один из комментаторов.
Слегка не в себе. Именно так воспринимали художника российские власти, неизменно отпускавшие его после каждого ареста. Однако никому не дозволено безнаказанно смеяться над спецслужбами, откуда вышел президент Владимир Путин. Как сообщил агентству ТАСС анонимный источник в МВД, молодому человеку (выпускнику Академии искусств и основателю ныне почившего онлайн-журнала «Политическая пропаганда») может сулить уголовное дело по обвинению в вандализме и разжигании ненависти (к сотрудникам ФСБ). В итоге ему может грозить до трех лет тюрьмы.