БРИК — аббревиатура, породившая множество саммитов, банк развития и фонд срочной помощи с капиталом в 100 миллиардов долларов. Но Goldman Sachs, бывший когда-то наиболее активным спонсором инвестиционной концепции БРИК, постепенно отошел от своего детища и включил свой специальный внутренний фонд в более широкий и универсальный фонд инвестиций в акции развивающихся рынков.
Закрытие фонда БРИК — о чем было официально заявлено в сентябре в документе, направленном в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, и о чем в воскресенье сообщило агентство Bloomberg — связано с низкой доходностью и систематическим отставанием по базовым показателям. С пикового 2010 года активы, переданные фонду, снизились с более чем 800 миллионов долларов приблизительно до 100 миллионов долларов.
Закрыв фонд, банк с Уолл-стрит заявил об окончании эпохи, на протяжении которой казалось, что четыре развивающиеся страны — Бразилия, Россия, Индия и Китай — создают новый мировой порядок. Аббревиатуру БРИК предложил в 2001 году министр финансов Великобритании и бывший старший экономист банка Goldman Sachs Сэр Джим О’Нил, который заметил, что по реальному росту ВВП эти четыре страны обогнали развитые страны «большой семерки». Спустя пять лет Goldman Sachs создал фонд БРИК, инвестировавший не менее 80% своих активов в экономику стран этой группы.
Но рынки фондовых акций остаются крайне нестабильными, и страны БРИКС так и не стали центром политической и экономической власти. По последнему прогнозу Международного валютного фонда в этом году ожидается сокращение экономики Бразилии на 3%, а ВВП России — пытающейся преодолеть последствия обвала цен на нефть и международных санкций — сократится на 3,8%.
И хотя Китай все еще заявляет о своих высоких экономических показателях, многие сомневаются в достоверности этих данных, задаваясь вопросом о том, каким образом рост экономики страны, объемы импорта в которой сократились за последние несколько месяцев почти на 20%, может составлять около 7% в год. Индия остается относительно безопасной гаванью для инвестиций и по предварительным оценкам может добиться такого же роста ВВП, как и в прошлом году — 7,3%.
«За последние десять лет изменился характер инвестирования в развивающиеся рынки: инвесторы перешли от тактических внеплановых вложений к включению таких инвестиций в часть общей стратегии по размещению своих активов», — заявил официальный представитель банка Goldman Sachs Эндрю Уильямс (Andrew Williams).
«Мы по-прежнему рекомендуем нашим клиентам работать с развивающимися рынками, используя различные категории активов в качестве элементов общей стратегии по размещению активов».
Страны группы БРИК — которая в 2010 году получила название «БРИКС» в связи с присоединением к ней ЮАР — по-прежнему намерены заявить о себе как о реальной геополитической силе. В 2012 году на четвертом саммите стран БРИКС, проходившем в Индии, участники объявили о планах создания банка развития, который составил бы конкуренцию Всемирному банку и МВФ, ориентированных на американскую и европейскую валюту. В прошлом году на саммите в Бразилии страны-участницы предложили идею создания резервного фонда для финансовой поддержки стран-членов БРИКС в случае краткосрочных проблем с платёжным балансом.
Но в статье, опубликованной в прошлом месяце специалистами Центра стратегических и международных исследований (CSIS) под названием «Актуальна ли еще группа БРИКС?» (Do the Brics still matter?), говорится о том, что «противоречащие интересы» стран-членов БРИКС и «бесспорные политические, социальные и культурные различия», скорее всего, помешают трансформировать на мировой арене экономический вес блока в коллективную политическую силу.
«Этот союз по-прежнему остается прежде всего риторическим, а не реальным, — пишет Карл Микэм (Carl Meacham), директор северо- и южноамериканской программы в CSIS, расположенном в Вашингтоне. — А отсутствие реальных и ощутимых достижений не предвещает ничего хорошего в плане долгосрочного существования этой группы».