Этой весной украинское правительство решило очистить страну от ее советского прошлого. По всей Украине в ход пошли кувалды и гаечные ключи. Началось уничтожение коммунистических символов, десятками стали падать ленинские статуи. Но советская диктатура состояла не только из камня. Там была идеология, главной составляющей которой являлось черствое невнимание к правам человека. И вот недавно украинская Рада доказала, что эта часть советского прошлого по-прежнему живет и здравствует в современной Украине.
10 ноября Верховная Рада отказалась принять закон, который позволил бы украинским гражданам получить долгожданную привилегию — безвизовые поездки в Европейский Союз. В чем же причина отказа? Положение, запрещающее дискриминацию гомосексуалистов на рабочем месте. Это положение, являющееся предварительным условием Евросоюза для отмены виз, вызвало громкие крики возмущения и в итоге стало красной чертой, пересекать которую Рада отказалась.
«Будучи страной с тысячелетней христианской историей, мы просто не можем этого допустить». Так депутат Рады и член партии премьер-министра Арсения Яценюка Павел Унгурян объяснил провал предыдущих попыток принять этот закон 5 ноября.
Это не первая новость о победе гомофобии на Украине. 6 июня члены ультранационалистической организации «Правый сектор» совершили нападение на проходивший в Киеве гей-парад, жестоко избив его участников, а также милиционеров. В июле, когда пара активистов-геев взялась в центре Киева за руки, решив проверить приверженность Украины новым западным ценностям, на них очень быстро напали хулиганы. 2 ноября Kyiv Post опубликовала статью о Николае Дульском, создавшем добровольную дружину «Модный приговор». Ее задача, как сообщает газета, заключается в «борьбе с половой распущенностью, сексуальными преступлениями, гомосексуализмом и азартными играми в украинских городах». «Приговор» приводится в исполнение весьма доходчиво: члены дружины выслеживают и избивают всех тех, кого считают выродками и дегенератами.
Но ущерб, нанесенный отказом Рады принять антидискриминационный закон, выходит далеко за рамки очередного негативного заголовка об Украине. Рада своим решением ослабляет два самых важных фактора, позволивших стране пережить ужасы двух прошедших лет: это поддержка Запада и мечта о европейской интеграции.
Ассоциация с ЕС стала тем вопросом, который в ноябре 2013 года разжег украинскую революцию Евромайдана. «Украина это Европа» — таков был боевой клич сотен тысяч демонстрантов, вышедших на улицы Киева с флагами ЕС в руках после того, как тогдашний президент Виктор Янукович решил пойти против воли своего народа и вверить судьбу Украины России. Сегодня, когда потрачены миллиарды долларов, когда появилось два миллиона беженцев и внутренне перемещенных лиц, когда погибли тысячи человек, новая группа политиков опять наносит удар по мечте о евроинтеграции — и все во имя гомофобии.
Некоторые политики, скажем, заместитель спикера Рады Оксана Сыроед, намекали в своих выступлениях 9 ноября, что требование прекратить дискриминацию против геев было предъявлено украинской власти неожиданно. Но на самом деле, ЕС еще в 2010 году четко дал понять Раде о необходимости принятия такого закона, и продолжал напоминать об этом в преддверии голосования. Следует также отметить, что другая бывшая советская республика Молдавия, погрязшая в постсоветской коррупции и проблемах, уже пользуется привилегией безвизовых поездок, поскольку ей удалось принять аналогичный закон.
Последние два года Украина просит Запад о предоставлении многомиллиардной финансовой помощи, о материальной поддержке, об обучении армии, а также о введении и сохранении санкций против России — санкций, которые наносят ущерб не только российской, но и западноевропейской экономике. Украинские политики снова и снова пытаются остаться в центре внимания Запада, напоминая ему, что Украина борется не только за собственный суверенитет, но и за демократические ценности. «Мы показали миру истинное лицо своей нации, которая борется за европейские ценности и защищает европейскую безопасность на своих рубежах», — написал в июне на страницах Wall Street Journal украинский президент Петр Порошенко. Все, что Запад вкладывает в Украину, основано на представлении о ней как о стране, которая пытается избавиться от советского прошлого и уйти с российской орбиты.
Но отвергая шанс на проведение реформ, которые позволят украинцам ездить в Европу без виз, Рада лишает страну той европейской и американской поддержки, благодаря которой Украина выживает. И происходит это в худшее для нее время. В последние месяцы американские руководители, включая вице-президента Джо Байдена и посла США на Украине Джеффри Пайетта, в своих публичных заявлениях недвусмысленно указывают на то, что окно возможностей для борьбы с коррупцией, которая является страшным бедствием для этой бывшей советской республики, у Киева очень быстро сужается. Европа, которая вынуждена прилагать немалые усилия для разрешения кризиса с сирийскими беженцами и восстановления греческой экономики, начинает терять терпение. «Вы продолжаете реформы, мы продолжаем поддержку. Это контракт, который мы заключаем с вами», — сказал недавно во время своего визита в Киев председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
В этом заявлении есть неприкрытый намек. Поддержка, дорогой Киев, не может быть безусловной. Вы прекращаете реформы, мы прекращаем поддержку.
Когда приходится объяснять, почему антикоррупционные реформы на Украине продвигаются так медленно, у Рады всегда находятся оправдания. Страна ведет войну с сепаратистами, пользующимися российской поддержкой, надо менять всю систему, надо искоренять старое мировоззрение и так далее. Но когда дело доходит до отказа Украины от такой привилегии как безвизовые поездки в Европу, у Рады нет оправданий. Следовательно, она не должна удивляться, обнаружив, что Европа (у которой история христианства не менее продолжительная, чем у Украины) не хочет тратить свое время на страну, где дискриминация ценится выше, чем евроинтеграция.
Исключительная парадоксальность всей этой ситуации заключается в том, что в Восточной Европе уже есть страна, где организации воинственных гомофобов и политики оправдывают ужасные нарушения прав ЛГБТ сообщества консервативными христианскими традициями. Это та самая страна, от которой Украина пытается отдалиться: Россия.
Когда начинаешь просматривать вебсайты и заявления российских и украинских ультраправых организаций и политиков, поражает то, насколько они похожи. Чтобы оправдать свои действия, и те и другие вещают о нации с «тысячелетней христианской историей», которая борется с нашествием упадочнических западных ценностей. И те и другие демонстрируют уничижительное презрение к гомосексуалистам. И те и другие утверждают, что у их страны будущее может быть лишь в том случае, если она очистится от «чуждого» влияния. Единственная разница в том, что у одних лозунги написаны по-русски, а у других по-украински.
В прошлом году, когда разгорелся конфликт между Украиной и Россией, в интернете появилась вызвавшая острую полемику политическая карикатура. Там девушка в платье цветов российского триколора утешает младшую сестру, одетую в желто-синее платье цвета украинского флага. Последние два года Украина пытается доказать ошибочность этой оскорбительной карикатуры, показать всему миру, что она не Малороссия, что ее место на Западе.
Украинские политики просто разбазарили все возможности оправдать кровопролитие и ужасы, которые за последние два года пережили очень многие украинцы. Вопреки своим громким декларациям о европейском выборе они предпочитают гомофобию, ставя себя на одну доску с Россией. Старшая сестра будет гордиться младшей.