То, что ответственность за падение российского самолета в Египте взяло на себя египетское подразделение ИГИЛ «Вилайет Сина», указывает на начало совершенно нового периода.
Новый период
Прежде всего, это крупнейшая со времен терактов 11 сентября атака, совершенная с использованием воздушного транспорта. А содержание и форма теракта показывают, насколько разрослась угроза ИГИЛ, с которой мы столкнулись. Эта организация впервые объявила о своей причастности к крупному теракту на международной арене. А это важный этап в «интернационализации» данной структуры. Теракт указывает и на «стратегическую глубину» ИГИЛ. По мере усиления блокады в Сирии эта организация создает для себя новые плацдармы.
По словам Уильяма Маккэнтса (William McCants), эксперта по терроризму и автора книги «Апокалипсис ИГИЛ», организация говорит России: «Если ты бьешь меня в Сирии, то я ударю тебя в Египте». Вместе с тем, если выяснится, что «Вилайет Сина» совершила этот теракт по приказу командования ИГИЛ или с его ведома, это будет означать, что отныне ИГИЛ может использовать в своих операциях организации, присягнувшие ей на верность.
*
Давление на международную антиигиловскую коалицию растет с каждым днем. Может даже возникнуть необходимость распространить зону проведения операций на Египет. Более того, если преданные ИГИЛ организации совершат подобные атаки и в других странах (таких как Ливия и Йемен), то со временем арена борьбы может расшириться еще больше. Следовательно, данный теракт ослабляет аргумент «мы уничтожим ИГИЛ в Ираке и Сирии».
Ранее совершенные операции
А что в отношении этой растущей угрозы делает Турция?
В нашей прошлой статье мы привели слова официального представителя президента Турции Ибрахима Калына (İbrahim Kalın), который в ходе нашей беседы отметил, что наземная операция не стоит на повестке дня Турции. Это подтвердил и наш высокопоставленный военный источник в Анкаре, который также сообщил, что в дальнейшем число воздушных операций вырастет. Он также добавил, что это во многом зависит от того, насколько однопартийное правительство в Турции сможет обеспечить стабильность и доверие к себе после выборов. Вместе с тем мы будем наращивать наши военные силы на границе с Сирией. С помощью размещенных у наших границ средств огневой поддержки мы сможем нанести удары по целям ИГИЛ на расстоянии до 40-50 километров вглубь Сирии, сообщил наш источник.
*
А сколько воздушных операций Турция провела к настоящему моменту?
Как известно, в прессе писали только о двух таких операциях. Одна из них состоялась 24 июля вместе с подписанием с США «соглашения об Инджирлике». Другая — на прошлой неделе, 31 октября. В каждом из двух случаев турецкие F-16 бомбили позиции ИГИЛ, которые находятся по другую сторону границы напротив Килиса.
Кроме того, в прессе освещалась только одна совместная операция Турции и США. Она состоялась 15 октября.
*
Но от нашего военного источника мы узнаем, что воздушных операций у Турции было гораздо больше. Согласно этим данным, турецкая авиация провела более десяти операций против ИГИЛ в Сирии. В результате удары были нанесены по как минимум 22 целям ИГИЛ.
Были и совместные операции Турции и США. В ходе операции 15 октября (попавшей на страницы прессы) самолеты двух стран одновременно наносили удары по одним целям. Но страны провели еще одну совместную операцию, о которой никто ничего не слышал. В ее рамках удары единовременно наносились по разным целям.
Турция не атаковала ИГИЛ в Ираке
Каждый раз в ходе такой операции взлетают два и более турецких F-16, а операция длится примерно полчаса. Наш источник сообщает, что 31 октября в операции участвовали четыре самолета, и они ударили по двум целям ИГИЛ.
В Сирии воздушные операции Турции берут на прицел ИГИЛ, в Ираке — Рабочую партию Курдистана (РПК). То есть наш приоритет в Ираке — РПК, а в Сирии — ИГИЛ. Иными словами, ранее объекты ИГИЛ в Ираке не становились мишенью турецкой авиации. В то же время самолеты США, взлетающие с базы Инджирлик, берут на прицел и иракские объекты ИГИЛ, но в гораздо меньшем количестве, чем в Сирии.
*
От кого Турция и США получают координаты для проведения этих операций?
У обеих стран есть свои разведывательные источники в Сирии. Кроме того, Турция берет сведения от всех местных элементов, не поддерживающих Асада, ИГИЛ, «Фронт ан-Нусра» и не относящихся к Партии «Демократический союз». Сначала Турция и США получают координаты отдельно по своим каналам. Затем делятся ими друг с другом, сопоставляют. Далее они вместе определяют цели, по которым будут нанесены удары.
В ближайшие дни нас ждут еще более активная координация и сотрудничество.