Как это ни удивительно, но некоторые в Каталонии считают Косово прецедентом. Ведь любой, кто там побывал и видел неописуемые страдания его населения, знает, что в соответствии с Конституцией 1978 года, Каталония как раз воплощает в себе все то, к чему косовары стремились в 1986 году, пока на их пути не встал сербский национализм.
Сегодня, когда ввиду отсутствия каких-либо перспектив, население Косово покидает свою страну (согласно недавнему опросу, уехать хотели бы 37%), несомненно, что нынешняя Каталония является образцом для Косово, а не наоборот.
Косово — это огромный провал, причем тройной. Провал международного сообщества, которое, прежде, чем договориться по главному вопросу — то есть, о будущем населения Косово — слишком увлеклось играми в геополитику и суверенитет. Провал сербов, которые, забыв о прошлом, отмеченным гражданскими войнами и межнациональными конфликтами, поверили авантюристам и преступникам, пообещавшим им Великую Сербию, но вместо этого оставившими их с выброшенной на обочину Европы страной, к тому же лишенной части своей территории. Провал руководителей косовских албанцев, воспользовавшихся независимостью, чтобы установить систему правления, основанную на клановости, коррупции и организованной преступности, и растратить миллиардные суммы, предоставленные им международным сообществом в качестве помощи.
Если чему-то и учит нас Косово, так это тому, что односторонний выход из состава государства плохо заканчивается. Поскольку в отсутствие четкой международной правовой базы и без ясно выраженной поддержки мирового сообщества многие будут заинтересованы в том, чтобы обретение независимости потерпело неудачу. Именно это и произошло в Косово, которое не признали такие разные страны, как Испания, Китай, Россия, Греция, Словакия. Все они рассматривают косовский вопрос как имеющий принципиальное значение для их стран. В 2008 году, через десять лет после начала войны в Югославии, Косово объявило о независимости. В настоящее время, несмотря на то, что его признали 111 стран, оно не является не только членом ООН, но даже не сумело вступить в ЮНЕСКО, тоже являющимся одним из важных центров мировой власти. Такая вот история. Хорошо бы кто-нибудь объяснил все это косовским властям.