На прошлой неделе от Америки последовало интересное заявление.
Полковник Стив Уоррен (Steve Warren), обеспечивающий координацию операций Америки против ИГИЛ, заявил, что США никогда не поставляли и впредь не будут поставлять оружие курдским силам, которые воюют против ИГИЛ в Сирии, то есть «Отрядам народной самообороны» (YPG). Он отметил, что оружие предназначалось для арабской коалиции в составе недавно созданных «Демократических сил Сирии», и будущие поставки будут тоже идти этой группе. Турция заявила, что приветствует решение Америки.
Но, на мой взгляд, все не совсем так, как говорит Уоррен.
Вполне понятно, чего добивается Америка этим своим заявлением. В период, когда солдаты США используют базу «Инджирлик», она, конечно, не желает злить Турцию и говорить: «Мы поставляли и будем поставлять оружие YPG».
Но нельзя сказать, что делает она это с особым мастерством. Хотя Уоррен утверждает, что «мы не давали и не будем давать оружие YPG», другие официальные лица из военного и внешнеполитического ведомств продолжают делать заявления, прямо противоречащие этим словам. Более того, сообщения о ситуации на поле боя тоже не вполне соответствуют высказываниям Уоррена.
Обратим внимание на спорные моменты в его заявлении.
Уоррен говорит: «Мы никогда не давали оружие YPG». Тем не менее еще месяц назад Белый дом сообщил о поставке 50 тонн оружия и боеприпасов «сирийским арабам», воюющим против ИГИЛ. Сразу же после этого представители Пентагона, пожелавшие остаться неизвестными, сделали опровергающие заявления для таких изданий, как Washington Post, New York Times и Bloomberg. Они отметили, что главной целью Белого дома было оказание военной помощи курдам, а не арабам, что, собственно, и было сделано. Значительная часть переданного оружия и боеприпасов попала в руки курдов. Это подтвердил и лидер Партии «Демократический союз» (PYD) Салих Муслим (Salih Müslim), и один из командиров YPG Сипан Хемо (Sipan Hemo). Кроме того, регион, куда было доставлено американское оружие и боеприпасы, контролировали курды. А значит заявлению Уоррена «мы никогда не давали оружие YPG» поверить сложно.
Теперь что касается его слов «мы и дальше не намерены поставлять оружие YPG, все вооружения будут идти арабской коалиции». Это тоже вызывает определенные сомнения. Прежде всего, если Америка хочет вести эффективную борьбу с ИГИЛ, она не может позволить себе не сотрудничать с YPG. Сегодня все говорят о том, что сделать это только с помощью арабской оппозиции невозможно. На каждом шагу Пентагон и Белый дом отмечают чрезвычайную эффективность курдских формирований в войне против ИГИЛ. Даже Уоррен подчеркнул это в своем выступлении, хотя и произнес: «США не будут давать оружие YPG». Он отметил, что «Демократические силы Сирии», большинство которых составляют курды, добились важных успехов в борьбе с ИГИЛ.
Кроме того, если исходить из того, что Америка действительно не намерена сотрудничать с YPG, тогда возникает ряд вопросов.
Почему американские военные чиновники сказали сирийским курдам: «Создайте зонтичную организацию, в которую войдут в том числе арабы, чтобы развеять беспокойство международных сил (речь идет о Турции и арабских странах)»? Согласно New York Times, после этого курды в прошлом месяце создали «Демократические силы Сирии», в которые вошли преимущественно курды, но также арабы, туркмены и христианские группы.
Другой вопрос: почему Америка отправляет в северную Сирию 50 своих военнослужащих, чтобы дислоцировать их в регионе, который находится под контроем курдов? Белый дом сообщает, что задача этих сил — обучить группы, которые ведут борьбу с ИГИЛ, и взять на себя координацию поставок оружия. В Вашингтоне все, кто следит за событиями в Сирии, единогласно полагают, что 50 бойцов спецназа отправляют для того, чтобы поддержать YPG и координировать поставки оружия именно с этими силами. Есть даже такое мнение: силы спецназа нужны на севере Сирии для того, чтобы не допустить бомбежек по YPG со стороны Турции.
Третий вопрос: если Америка не будет сотрудничать с YPG, тогда почему она пытается надавить на YPG и заставить их избегать Рабочей партии Курдистана (РПК)? На прошлой неделе глава разведки иракского Курдистана Лахур Талабани (Lahur Talabani) выступил в вашингтонском институте. В своей речи он гарантировал Америке, что YPG «не будут вмешиваться в войну РПК с Турцией».
Все это позволяет сделать следующий вывод.
У Америки нет намерения прекращать сотрудничество с YPG. Она не перестанет поддерживать эти силы. Она всего лишь пытается делать это менее явно, чтобы не злить Анкару — и найти компромисс между YPG и Турцией. Создание «Демократических сил Сирии», о которых говорил Уоррен, а также давление Вашингтона на YPG в духе «держись подальше от РПК» — продукт этих усилий.