Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Перевозчики мигрантов — все большая угроза для Африки

На Дакарском форуме по безопасности африканские военные выразили беспокойство по поводу чересчур гуманитарного подхода к идущим в Европу миграционным потокам.

© AP Photo / Carmelo ImbesiМигранты из Африки пьют воду после прибытия на Сицилию
Мигранты из Африки пьют воду после прибытия на Сицилию
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стремящиеся попасть в Европу люди стали чем-то вроде скота, который перегоняют через Сахару. Эти молодые люди, в подавляющем большинстве экономические мигранты, представляют собой ценный товар, а, значит, оружие. Отсюда и беспокойство многих африканских военных при виде по большей части «гуманитарной» реакции Европы на сложившуюся ситуацию.

Отрезанный от мира оазис в пустыне на юге Ливии. Около 200 собравшихся в Европу молодых людей сидят под охраной вооруженных бойцов в ожидании отправки в Средиземное море на свой страх и риск. Итальянский аналитик Crisis Group Эмилио Манфреди описал эту картину на втором Дакарском форуме по безопасности по время семинара о связях международных преступных групп и перевозчиков мигрантов. По его словам, речь идет об эксплуатации миграционного потока целой группой операторов: традиционными сахарскими коммерсантами, наркоторговцами и вооруженными группировками, которые конфликтуют с властями Триполи.

Мигранты вместо скота

Стремящиеся попасть в Европу люди (они приходят не только из близких Сенегала и Гвинеи, но и отдаленных Эритреи, Эфиопии и Судана) сейчас стали чем-то вроде скота, который перегоняют через Сахару. «Эти молодые люди, в подавляющем большинстве экономические мигранты, представляют собой ценный товар, а, значит, оружие», — объясняет Али Абдель-Рахман Хаггар из Университета Нджамены (Чад). Отсюда и беспокойство многих африканских военных при виде по большей части «гуманитарной» реакции Европы на сложившуюся ситуацию.

Тема особенно остра на фоне того, что 11 и 12 ноября на Мальте проходит европейский саммит по иммиграции, а за ним должен последовать саммит ЕС-Африка. Кроме того, Дакарский форум по безопасности предоставил возможность гуманитарным организациям вроде Международного комитата Красного Креста напомнить о трагедиях, которые возникают на пути мигрантов.

Гуманитарного ответа недостаточно

Как считают многие африканские военные, вопрос нельзя свести к одним лишь квотам. Перевозчиков мигрантов следует взять под прицел и, по возможности, выслеживать их как исламистские и мафиозные группы. Союзники Франции, то есть единственной европейской страны, у которой развернуты спецподразделения на континенте (операция Бархан" в Сахеле и «Сангарис» в Центральноафриканской Республике), призывают ее к активным действиям. В частности беспокойство проявляют в Нигере: там в находящихся на пути мигрантов городах военные зачастую оказываются в меньшинстве по отношению к ним и сопровождающим их вооруженным людям.

Проблематика идущих через всю Африку мигрантов поднимает и еще один болезненный для европейских правительств вопрос: он касается унаследованных со времен колонизации африканских границ. Там, где местные народы вроде туарегов находятся по обе стороны границ, перевозчики и контрабандисты берут под контроль участки этих зачастую демилитаризированных из-за нехватки средств зон.

«Платящий за проход мигрант — прибыльный инструмент для племенных групп, которые играют с суверенитетом, — отмечает французский криминолог Ален Боэ. — При этом внешние военные операции и политические реформы проходят в рамках классических границ». Кроме того, к этому добавляется и вопрос финансовых потоков по прибытии мигрантов в Европу.

Коррупция и контрабанда

Как отмечают специалисты по разведке, немалая часть средств, которые переводят те, кому удалось устроиться в Европу, идет на погашение долгов за проезд. «Миф о том, что мигранты лишь кормят оставшиеся на родине семьи — ложь, — рассказывает сенегальский генерал Ламин Сиссе. — Сначала они расплачиваются с посредниками, благодаря которым смогли приехать сюда».

Для описания серых зон вдоль маршрутов мигрантов прекрасно подходит слово «гибридный». «Европейские страны слишком плохо представляют себе участие различных структур и в частности государственного аппарата в таких странах как Нигер», — объясняет Эмилио Манфреди. По его словам, перевозчики мигрантов подмяли под себя ощутимую часть государственной администрации и полиции Западной Африке. Коррупция чиновников и контрабанда ложатся в основу идущих в Европу маршрутов. Генерал Ламин Сиссе считает приоритетной задачей внедрение агентов. «Что бы у нас ни говорили, одних лишь беспилотников недостаточно для наблюдения за дорогами в Сахеле, — признает высокопоставленный французский чиновник. — Нам совершенно необходимы люди-разведчики, если мы хотим добиться видимых результатов».

Западноафриканские силы быстрого реагирования

На Дакарском форуме неоднократно звучало предложение о формировании западноафриканских сил быстрого реагирования, которые должны следить за ситуацией с мигрантами. Если те будут сформированы, страны вроде Швейцарии могли бы оказать финансовую поддержку. «В миграционной сфере нельзя ограничиваться одной лишь полицией, — уверен полковник из Чада. — Угроза дестабилизации государств вполне реальна. В этой части Африки военные — единственные, у кого есть возможность действовать. Держать нас в стороне под тем предлогом, что миграция — гражданский вопрос, значит забывать о том, что преступники используют все дыры в нашей системе».