Правительственное управление морской политики Японии, которое возглавляет премьер-министр Синдзо Абэ (Shinzo Abe), выработало первичную политику Японии в отношении Арктики. В совместном заявлении глав Японии, Китая и Южной Кореи, опубликованном 1 ноября, также говорилось о сотрудничестве в Арктике. Откуда сейчас такое внимание к арктическим льдам?
Превращение в обычное море
На конференции 16 октября, в ходе которой была сформированы основные пункты арктической стратегии, премьер Абэ заявил: «Быстрые климатические изменения в Арктике ставят перед международным сообществом новые задачи, которые глубоко связаны с интересами нашей страны».
Ранее Арктика представляла интерес с научной точки зрения: здесь можно было вести обсервационные исследования, изучать влияние глобального потепления.
Тем не менее с 2000 года регион начал играть совершенно новыми красками. Благодаря таянию льдов, которое вызвано глобальным потеплением, появилась возможность использовать местные морские маршруты круглый год, а также добывать здесь природные ресурсы. Например, если появится маршрут вдоль российского берега, то расстояние из Азии в Европу по сравнению с путем через Суэцкий канал сократится на 40%. Кроме того, по информации Геологической службы США, в Арктике находится 30% мировых запасов газа и 13% нефти.
Также регион интересен с военной точки зрения. Если увеличатся период и водные территории возможной эксплуатации судов, то арктические воды станут важным подспорьем для быстрого развертывания военных сил.
В Арктику имеют выход пять стран, в том числе Россия, США и Канада. В 1996 году был создан Арктический совет для обсуждения проблем Арктики. Опасаясь монополизации со стороны определенных стран, в 2013 году Япония, Китай и другие государства присоединились к совету в качестве наблюдателей.
Правительственное управление морской политики Японии заявляет следующее: «Поскольку льды растаяли, Северно-Ледовитый океан превратился в обычное море, поэтому необходимо брать в расчет вопросы обеспечения безопасности».
Сомнительные перспективы
Тем не менее в вопросах создания новых маршрутов и добычи природных ресурсов пока есть много неопределенностей. Перспективы прибыльности проектов - не такие радужные, как казалось ранее.
Чисто теоретически возможность добывать природные ресурсы существует, однако пока неизвестно, будет ли это выгодно с экономической точки зрения. Сланцевая революция привела к падению цен на нефть, что снизило привлекательность Арктики как ресурсного региона.
Также нельзя игнорировать фактор международной политики. Чтобы проходить по Северному морскому пути вдоль берегов России, необходимо нанимать российские ледоколы и платить за это деньги. В прошлом году Севморпутем пользовались меньше, чем обычно: дело в украинском кризисе. Таким образом страны выразили свой протест России.
Кроме того, хоть и наблюдается тенденция к снижению количества льдов, иногда площадь льдов восстанавливается. Впрочем, через 10 — 20 лет возможности никуда не денутся.
Пока только предварительный документ
Основная политика, выработанная правительством, пока является продолжением мер, которые предпринимали различные министерства и ведомства.
По информации МИД, включить в совместное заявление Арктику предложила Южная Корея. Однако конкретных планов развития пока нет.
«Арктика плохо изучена. Необходимо исследовать механизмы таяния льдов, маршруты и природные ресурсы. Это поможет выработать стратегию», — говорит профессор Университета GRIPS.
По сравнению с другими странами Япония стала поздно заниматься вопросами Арктики. В соответствии с «Морской политикой», представленной в 2013 году, Арктика была определена в качестве одного из важнейших регионов. Тем не менее в 2008 году об Арктике не было сказано ни слова. Кроме того, Китай и РК подали заявки в Арктический совет раньше Японии. Сможет ли Япония наверстать упущенное благодаря новой политике?
Содержание арктической стратегии:
— делать максимальный упор на научные технологии;
— осторожно заниматься вопросами обеспечения безопасности;
— исследовать экономическую составляющую северного маршрута и добычи природных ресурсов;
— наращивать исследования, которые будут способствовать решению политических задач;
— вносить вклад в создание международных правил;
— создать условия для использования Северного морского пути.
Пора выработать новые правила
Большая часть пространства подо льдами входит в исключительные экономические зоны прибрежных стран, а также континентальный шельф. Затем идет океаническое дно. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, прибрежные страны имеют право на разработку природных ресурсов в исключительных экономических зонах, а также на континентальном шельфе. Океаническое дно и его ресурсы являются достоянием человечества. Тем не менее в вопросах континентального шельфа, а также ресурсов океанического дна все страны исходят только из собственных интересов.
В 2007 году российская подводная лодка установила на дне флаг России, выполненный из титанового сплава. Это представление было организовано, чтобы заявить о территориальных правах. В нем нет смысла с точки зрения международного права, однако это явный сигнал об обострении борьбы. У Китая нет выхода в Арктику, однако он направлял туда несколько ледоколов в исследовательских целях.
Исходя из сложившейся ситуации, Япония, США и другие военные союзники начинают относиться к Арктике как к новому общему пространству вслед за космосом и киберпространством. Цель состоит в том, чтобы любая страна могла пользоваться этим регионом на свободной и стабильной основе.
Тем не менее Арктика — уникальный случай. Прибрежные страны не хотят, чтобы другие игроки вмешивались в их внутренние дела. Также там живут коренные жители. Если начать обсуждение без учета данных обстоятельств, это вызовет настороженность прибрежных стран.
На данном этапе Японии важно показать, что она не является аутсайдером в арктических вопросах.
Арктический совет в определенном смысле является закрытым органом, однако по его инициативе создаются правила спасения и поисковых работ на море. Большинство стран не смогут войти в Арктический совет. Японии, которая имеет там кресло наблюдателя, следует учитывать мнение других стран и отражать свое мнение в новых правилах.