Мировая экономика полностью зависит от морских перевозок. По данным ООН, около четырех миллионов небольших рыболовных суденышек и, по данным Международной морской организации (IMO), почти 100 тысяч торговых и промысловых судов бороздят просторы мирового океана. Они перевозят до 90% всех товаров в мире, доставляют девять миллиардов тонн грузов в порты назначения каждый год и вылавливают около 90 миллионов тонн рыбы и морепродуктов. На торговых судах работают почти 1,4 миллиона моряков, в море промышляют рыбной ловлей до 30 миллионов человек.
И они практически неподотчетны закону.
Когда говорят о преступности в море, то в первую очередь обсуждают вопросы пиратства: количество атак, количество захватов судов, географию захватов, количество заложников и убитых и т.п. Затем вспоминают о контрабандистах, нелегальной добыче рыбы и иногда о загрязнении окружающей среды.
А как насчет обычной бытовой преступности в море?
Эта тема практически является табу для мировых СМИ.
Только в прошлом-то году круизные компании на Западе обязали публиковать в открытом доступе данные по совершенным преступлениям на их лайнерах во время круизов. В первую очередь — это преступления сексуального характера и увечья после пьяных драк. Но и эти данные компании публикуют крайне неохотно по понятным причинам и все вопросы стараются решить без привлечения полиции.
Преступления на торговых судах даже крупных западных компаний тоже практически никогда не доходят до заведения уголовного дела. По данным Береговой охраны США, менее 1% преступлений, совершенных в море, будет рассмотрено в суде.
А если жертвы преступлений — не западные моряки, а выходцы из стран третьего мира, то скорее всего о преступлении и вовсе никто никогда не узнает. Около четверти всех моряков на рынке — это филиппинцы. Только в прошлом году 400 тысяч филиппинцев искали себе работу в море. Гибель кого-то из них вряд ли отразится документально. Неужели кто-то думает, что и 30 миллионов рыбаков не совершают преступлений в море?
Тысячи моряков, рыбаков и мигрантов гибнут от рук убийц на судах, и это мало кого волнует. В 2014 году в интернете разместили видео, найденное на забытом в такси на Фиджи мобильном телефоне. На видео был заснят методичный расстрел людей в море. Свидетелем преступления стал экипаж как минимум четырех запечателенных на этом же видео судов. Никто и никогда не сообщал об этом преступлении.
В море убивают взбунтовавшийся экипаж, конкурентов по нелегальному отлову рыбы, воров, убивают друг друга моряки из личной неприязни. Нелегальные мигранты могут поднять мятеж и утопить экипаж. Мигранты, выброшенные за борт, убивают хозяев спасших их яхт. Вариантов — море.
Кстати, благодаря СМИ, в случае хотя бы намека на обвинения, ладельцы и капитаны судов все списывают на пиратскую атаку.
Растет конкуренция между мелкими рыболовецкими судами, занимающимися нелегальной добычей, и владельцы не брезгуют физически устранять конкурентов в борьбе за уменьшающуюся экономическую нишу.
Тысячи или даже десятки тысяч людей работают на судах в качестве рабов, за долги или просто по принуждению, особенно это касается нелегальных мигрантов, которых можно просто заковать в цепи и заставить работать. Тайскому рыболовецкому флоту не достает до 50 тысяч моряков в год, чтобы восполнить такой спрос на жестких условиях набирают мигрантов из Бирмы или Камбоджи. Иногда нелегалам проще вообще не платить, а держать годами в качестве бесплатных рабов. Рабов перепродают с лодки на лодку, в море есть даже плавучие трудовые концлагеря для «живого товара» или перевалочные лагеря на атоллах, где, по данным The Associated Press, рабов держат в клетках.
В основном пойманная рабами рыба идет на корм животным в США, где домашняя кошка съедает в год в два раза больше рыбы, чем средний американец. Люди на судах работают для этого по 18-20 часов в сутки при любой погоде и по ночам, в темноте.
До шести тысяч людей в море гибнут ежегодно из-за отсутствия средств безопасности и халатности владельцев и капитанов.
Преступления, совершенные на палубе или в трюме, тем более в международных водах, имеют все шансы остаться навечно безнаказанными и неизвестными. Ни оружия под рукой для самозащиты, ни камер слежения, ни свидетелей, желающих таскаться по уголовным судам. Большая текучка кадров даже в течение одного вояжа также уменьшает шансы на официальное расследование.
Суда сливают в океан моторные масла, нефтепродукты, нечистоты, мусор и т.п. Ведут нелегальный отлов и перевозку рыбы и морепродуктов. Этот рынок оценивается в 10 миллиардов долларов. Занимаются контрабандой всего, что только можно себе представить. Отключают АИС-транспондеры (автоматическая идентификационная система). Совершают пиратские атаки. Обманывают и бросают экипаж. По самым скромным официальным данным ООН, 2300 моряков в прошлом году были оставлены без зарплаты и средств к существованию на судах. Выбрасывают в море «зайцев» — людей, пытающихся тайком, без ведома экипажа и капитана на судах пробраться в другие страны. Совокупный штраф за «зайца» может достигать 50-ти тысяч долларов, поэтому проще избавиться от проблемы еще в море. Выкидывают в море больных членов экипажа. «Лодки любви» в портах поставляют алкоголь, наркотики и проституток на большие суда. Владельцы судов не платят миллионные долги и через запутанные цепочки фирм в офшорах скрывают сам факт владения. Суда сжигаются и затапливаются для получения страховки или так заметаются следы в случае предъявления криминальных обвинений. Список можно продолжать долго.
В океане под удобными, дешевыми и при необходимости меняющимися флагами Монголии, Кирибати или Боливии и других стран ходят десятки судов, которыми, как оказывается, (вдруг!) владеют все время разные компании, да и сами суда меняют свое имя по желанию новых владельцев. Некоторые суда не наносят названия на борт, а просто держат откидную сменную металлическую вывеску с любым желаемым названием. Такие вывески получили название «Номера Джеймса Бонда».
Существует море законодательных актов, пактов, международных практик, правил и резолюций, но мало кто из конкретных стран, агентств и ВМС жаждет брать на себя грязную, дорогую и неблагодарную работу по наведению порядка в океане. Проще закрыть глаза, отвернуться и ждать, пока монгольский флот исчезнет за горизонтом.
Судно, например, принадлежит никому неизвестной греческой компании, зарегистрированной в Либерии, экипаж — филиппинцы, капитан — итальянец, флаг — Багамы, перевозит нелегально обитающих в Южной Африке мигрантов из Танзании в Сингапур и т.п. Кто в своем уме возьмется за свой счет за распутывание всего клубка? Интерпол? Даже когда Интерпол объявляет то или иное судно в розыск и заносит в «черный список», никто в мире не торопится тратить миллионы своих долларов на его задержку и последующие процедуры. В теории, расследованием преступлений должна заниматься страна, под чьим флагом ходит судно. Багамские полицейские, как понимаете, не спешат с этим вопросом.
Ситуация в море с каждым годом ухудшается. Рыбы все меньше, она все дальше от берега, спрос на морепродукты растет, конкуренция все выше, желающих хоть как-то прокормить себя работой в море все больше и больше. Сегодня выгоднее, чтобы суда были в море годами, все дальше от берега, не заходили часто в порты и экономили на топливе, сдавая улов «челночным» судам прямо в океане. Это все приведет к тому, что экипажи будут длительное время вне зоны внимания и действия любых органов, борющихся с преступлениями.
Кризис с мигрантами в мире тоже только начинается. В прошлом году около 50 миллионов человек снялись со своих мест и стали внутренними и международными мигрантами, Европа в этом году получит свои полтора миллиона мигрантов, но, по пессимистическим прогнозам, в мире в ближайшие годы будут готовы пересекать моря и искать лучшей жизни уже сотни миллионов человек.
Жертв и преступлений в море будет еще больше.