Отношения Украины и Евросоюза в последние месяцы трудно назвать безоблачными. Брюссель до сих не предоставил Украине безвизовый режим (как предположил в пятницу министр иностранных дел Украины Павел Климкин, это произойдет в конце лета — начале осени 2016 года), требуя проведения необходимых реформ. В Киеве оппозиционеры недовольны тем, что процесс евроинтеграции власти пытаются свести лишь к либерализации визового режима.
Верховная Рада поддержала пакет законопроектов, необходимых для либерализации визового режима Украины с Евросоюзом. Со второй попытки депутаты Верховной Рады удовлетворили и требование Европы не допускать дискриминацию сексуальных меньшинств в Трудовом кодексе. По словам вице-спикера Рады Андрея Парубия, принятие этих поправок в кодекс является ключевым в директивах ЕС.
9 ноября Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини во время визита в Киев заявила, что безвизовый режим будет предоставлен Украине только после осуществления всех реформ, требуемых Брюсселем. На этой неделе в бельгийской столице вопросы либерализации визового режима Украины с ЕС должны были обсуждать высокопоставленные европейские чиновники, однако эту встречу перенесли на неопределенный срок. Как отмечает глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, нынешние отношения Украины и ЕС не являются идеальными, поскольку с обеих сторон были завышенные и не всегда адекватные ожидания:
— Что касается Европейского союза, то там, естественно, хотели быстрых и успешных реформ, быстрого и успешного преодоления коррупции на Украине, хотя в ЕС желательно было бы помнить о том, что быстрой борьбы с коррупцией не бывает, не была такой быстрой борьба с этим злом и в самом Евросоюзе. В этой связи можно вспомнить, например, Грецию и Болгарию. Не было быстрого прогресса в этом вопросе и в Румынии, и проблемы там остаются и сейчас. Ожидать, что за год-полтора, да еще в условиях войны на востоке страны, Украина решит все проблемы, было бы наивно. Тем не менее в Европе, конечно, раздражены тем, что нет видимых результатов борьбы с коррупцией и быстрых успешных реформ. К тому же неоднозначная ситуация по проблеме войны. Европейцы хотят мира, можно сказать, почти любой ценой. И это категорически не устраивает Украину. Здесь нет простого сценария. Если ЕС будет давить на Украину, принуждая нас к невыгодному для нас миру, который будет своеобразной полукапитуляцией перед Россией, то это может спровоцировать новый кризис. И в этом случае кризис будет уже не на востоке Украины, а в Киеве, в масштабах всей страны. В Европе, мне кажется, такой опасности не видят и не всегда понимают происходящие у нас процессы.
Нет полностью совпадающей общей оценки, как надо решать проблему войны и мира в Донбассе. Да, есть некий общий знаменатель в виде Минских соглашений, но реализацию Минских соглашений по-разному понимают в Брюсселе, в Берлине, в Париже и в Киеве. У нас многие политики ожидали, что нам дадут авансом безвизовый режим, ожидали гораздо большей и системной поддержки со стороны Евросоюза. Может быть, кто-то ожидал, что нас вообще возьмут на содержание. Не исключаю, что некоторые политики и часть общества ожидали, что в войне ЕС окажет нам серьезную помощь, в том числе и вооружением, но этого не произошло.
Выступая 11 ноября в Верховной Раде лидер оппозиционной Радикальной партии Олег Ляшко заявил, что власти имитируют европейский вектор внешний политики и евроинтеграцию пытаются свести лишь к безвизовому режиму, который большинству украинцев, находящихся за чертой бедности, не нужен. Это заявление комментирует политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач:
Устроиться на работу в европейских странах при вступлении в силу безвизового режима можно будет только нелегально
— Это и так, и не так. Конечно же, многие украинцы стали беднее за последние годы и далеко не каждый гражданин Украины может позволить себе поездку не только за рубеж, но даже в столицу — в Киев. Эта проблема должна решаться при помощи экономики и социальной политики государства. Но людям важна возможность безвизового режима с ЕС, если не для себя, то хотя бы для своих детей или внуков. План действий по визовой либерализации является неотложным, он должен быть выполнен, по крайней мере, до Нового года, с тем чтобы безвизовый режим Украины с ЕС стал возможен в начале 2016 года. Я согласен с критиками, что власть злоупотребляет этим вопросом, но, с другой стороны, им нужны какие-то позитивные решения, позитивные примеры, поскольку в других сферах добиться этого так быстро невозможно.
— От двух до пяти миллионов граждан Украины, по разным данным, ежегодно временно или постоянно работают за рубежом. Может ли возрасти число украинцев, желающих трудится в странах Евросоюза, после того как Украина получит безвизовый режим?
— Думаю, что пять миллионов — преувеличение. Хотя, в связи с войной на территории Донбасса, конечно, увеличилось количество людей, покидающих страну, в том числе в поисках работы. Но безвизовый режим — это не решение вопроса о трудоустройстве украинцев в странах ЕС. Речь идет о достаточно кратковременных поездках — туристических, ознакомительных. Устроиться на работу в европейских странах при вступлении в силу безвизового режима можно будет только нелегально, — говорит Владимир Горбач.
Согласно недавнему опросу относительно безвизового режима, который провела среди своих читателей газета «Сегодня», 42% полагают, что отмена виз с ЕС нужна не рядовым украинцам, а власти, 19% опрошенных считают, что это поможет чувствовать себя частью Европы, а 15% — что либерализация визового режима поможет свободно путешествовать.
По мнению Владимира Фесенко, несмотря и на эти цифры, и на утверждения оппозиционеров, безвизовый режим с ЕС важен для большинства граждан Украины:
— Безвизовый режим — это, с одной стороны, интерес тех людей, которые были на Майдане, нового среднего класса. Там, естественно, был не только новый средний класс, но те люди, которые связаны и с бизнесом, и с интеллектуальной деятельностью, у которых есть конкретное понимание европейской интеграции. Не просто повышение уровня жизни до европейских стандартов, а конкретное выражение этого интереса — возможность регулярно без визовых проблем ездить в Европейский союз. С другой стороны, для властей безвизовый режим важен как некий конкретный результат в рамках европейской интеграции. Это не второразрядный вопрос, а один из ключевых сейчас. За большую часть безвизового пакета депутаты Верховной Рады проголосовали, но идет борьба интересов, где-то берет верх политиканство, когда эгоистические партийные интересы выходят на первый план. И даже в поведении вроде бы такой прогрессивной партии, как «Самопомощь», что показательно, появились отчетливо выраженные популистские консервативные настроения, когда они не проголосовали за так называемую антидискриминационную норму Трудового кодекса. Это, к сожалению, показывает специфику нынешней украинской политики. При всем своем революционном настрое мы остаемся достаточно консервативным обществом, и эти консервативные настроения проявляются и у политического класса. Однако говорить о том, что безвизовый режим подменяет европейскую интеграцию, неправильно. Подписанное ранее Украиной с ЕС соглашение об ассоциации — долгосрочный документ, который невозможно выполнить в рамках одного года или двух лет.
Даже эффект от этого документа, по оценкам экономистов, может проявиться не раньше чем через 3-5 лет. Поэтому говорить о подмене — проявление той же неадекватности ожиданий от европейской интеграции. И это можно наблюдать не только у нас, но и в других европейских странах, в том числе и тех, что уже вступили в ЕС. Там тоже были разочарования и некий рост европессимизма из-за того, что присутствие в ЕС не принесло этим странам немедленное повышение уровня жизни. Я только что вернулся из Греции. Греки рассуждают: мы уже 35 лет в Евросоюзе, и мы почему-то не достигли уровня жизни Германии. Это тоже пример неадекватных ожиданий от европейской интеграции. На мой взгляд, нет никакой подмены темы европейской интеграции и безвизового режима. На ближайшую перспективу — это приоритет в рамках нынешнего этапа европейской интеграции Украины, — полагает руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.