Прошло 15 лет с тех пор как на борту «Курска» взорвалась торпеда, из-за чего субмарина затонула вместе со всем экипажем из 118 человек, подорвав репутацию флота и больно уязвив самолюбие нации.
Став трагическим следствием пренебрежения властей к своим некогда могущественным вооруженным силам, эта катастрофа подстегнула амбициозные планы военной экспансии и модернизации авиации и флота, которым было суждено осуществиться спустя десять лет, когда высокие цены на нефть и газ пополнили российскую казну.
Но российскому флоту, получившему в 2010 году для строительства кораблей и баз щедрую долю из общей суммы ассигнований в рамках военной модернизации до 2020 года на сумму 156 миллиардов долларов, сегодня грозит опасность из-за финансового кризиса, вызванного западными санкциями и низкими ценами на энергоресурсы.
Президент Владимир Путин заявляет, что Россия будет неизменно возрождать боевую мощь своего военно-морского флота, созданного в 1696 году Петром I. Но как говорят ветераны военной аналитики и посвященные в тайны Кремля люди, рецессия, наполовину ослабившая покупательную способность рубля, и продолжительный спад нефтяных цен снижают шансы на то, что 50 с лишним боевых кораблей, запланированных к строительству на это десятилетие, будут России по средствам.
Укрепление сил флота это важнейшая составляющая основополагающей цели Кремля «по усилению позиций страны среди ведущих морских держав мира», заявил в августе заместитель руководителя российского Совета безопасности Михаил Попов, когда Путин подписал новую морскую доктрину, предусматривающую возрождение военно-морского флота и придание ему новой энергии.
Когда руководители силовых структур в прошлом году переписывали военную доктрину от 2010 года, чтобы внести в нее положения об утверждении Кремлем своей власти в «сфере влияния» на бывших советских территориях, они сделали там мало исправлений. В новой военной доктрине Организация североатлантического договора НАТО названа главной угрозой российской безопасности, и в ней обосновывается право России на применение ядерного оружия в целях защиты от любой агрессии, угрожающей независимости страны.
Увеличение боевого состава и модернизация обветшалого российского флота крайне важны для стратегических приоритетов Москвы. Когда Россия в конце сентября решила присоединиться к международной воздушной кампании против исламских боевиков в Сирии, ей понадобились морские корабли для нанесения воздушных ударов и ведения разведки. Как заявил в июле в Санкт-Петербурге на военно-морской выставке главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков, план модернизации предусматривает строительство неназванного количества крупных десантных кораблей с баллистическими ракетами и атомного авианосца, способного разместить на борту более десятка самолетов и 450 морских пехотинцев.
В планы модернизации включены девять новых и усовершенствованных субмарин советской постройки. Три из них должны усилить средства боевого патрулирования спорных островов и природных ресурсов в зоне Тихого океана. Еще шесть планируется включить в состав Северного флота, поскольку Россия намерена контролировать новый морской путь к северу от своей суши, когда в Арктике растает лед.
Также утверждено строительство двух новых ледоколов, которые будут участвовать в проводке судов по Северному Ледовитому океану, фрегатов, эсминцев и прочих надводных кораблей. В случае реализации этих планов к концу десятилетия флот пополнится 50 судами. Это будет больше общего количества российских военно-морских кораблей, построенных за все 24 года с момента распада Советского Союза.
«Это отражает потребность России в том, чтобы на нее смотрели как на великую державу», — сказал аналитик по вопросам стратегии Алексей Арбатов, работающий в Московском центре Карнеги. Вместе с тем, он отметил, что амбициозным планам строительства мешает углубляющийся экономический кризис.
В наказание за захват Россией украинского Крыма в марте 2014 года и за нескрываемую поддержку пророссийских сепаратистов в восточных регионах Украины Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз ввели против Москвы санкции. Торговля оружием и сотрудничество в военно-промышленной области оказались под запретом, были составлены черные списки высокопоставленных российских руководителей и бизнесменов, и России отказали в международном кредитовании. Франция, где военные подрядчики в прошлом году завершили строительство первого из двух кораблей типа «Мистраль» по контракту с Кремлем, отказалась от его поставки и возместила Москве убытки и цену покупки в сумме 2,35 миллиарда долларов.
Эти ограничения, мешающие Москве получать зарубежное финансирование и импортировать технику и детали, усугубило снижение нефтяных цен, составившее за последние полтора года 50 процентов и больно ударившее по российской экономике. За счет продаж нефти и газа Россия как минимум на 50 процентов пополняет свой годовой бюджет, а поэтому снижение доходов от экспорта энергоресурсов привело к сокращению расходов на социальные нужды и к росту инфляции.
В состав российского ВМФ входит около 270 кораблей и судов, однако многие из них еще советской постройки и плохо обслуживаются, отметил Арбатов. По его словам, лишь 45 процентов из них боеготовы, что является результатом многолетнего недостаточного инвестирования в ВМФ и в условия жизни моряков.
Он назвал катастрофу «Курска» незаживающим «шрамом на моральном состоянии флота, не из-за аварии на борту, а из-за того, что российское командование не сумело спасти своих моряков. Большинство людей считают, что экипаж можно было спасти, однако по причинам престижа военно-морское командование отказалось обращаться за помощью к Западу».
По прогнозам Арбатова, несмотря на заявления Кремля о том, что программа укрепления флота до 2020 года идет по графику, «кораблестроение будет серьезно сокращено».
Аналитик из журнала «Национальная оборона» и бывший офицер Генерального штаба Игорь Коротченко признает, что строительство новых кораблей может быть отложено, если экономика не пойдет внезапно на подъем.
«Строительство флота требует длительного времени и очень больших денег», — сказал он, отметив то обстоятельство, что комплектующие и детали для новых судов поставляют целых 650 предприятий.
Некоторые ветераны военной аналитики утверждают, что проект модернизации флота обанкротил бы Москву даже и без падения нефтяных цен и санкций.
Российский генералитет и руководство спецслужб убедили Путина в том, что крупные расходы на оборону необходимы для обеспечения безопасности и защиты стратегических интересов страны, заявил военный аналитик Павел Фельгенгауэр, работающий в независимой «Новой газете».
«Любой, кто пытается возражать им, терпит неудачу», — сказал он, имея в виду тех немногих из путинского окружения, кто критикует Генеральный штаб за его требования о дополнительной боевой технике и оружии. Самым заметным среди подвергшихся чистке критиков был бывший министр финансов Алексей Кудрин, отправленный в сентябре 2011 года в отставку за свое предостережение о том, что даже преуспевающей России не по карману расходы на программу военной модернизации до 2020 года, сумма которых составляет 600 миллиардов долларов.
Как отметил Фельгенгауэр, для строительства новых кораблей придется вкладывать средства в судостроительные мощности, порты и пункты технического обслуживания, однако не все они включены в бюджет модернизации. По его оценкам, в Арктике придется создать как минимум 40 новых баз, потому что по открывающимся ото льда морским путям пойдет больше судов, и станут доступнее морские месторождения нефти и газа. Соответственно, надо будет расширять силы поиска и спасения на море, а также увеличивать ледокольный флот.